Заяц поневоле

Светлана Карабут
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Контролеры МуПо за работой.
Контролеры МуПо за работой. Фото: Scanpix/Postimees

Доказывать контролерам, что он не заяц, для таллиннского студента Артема Демидова стало практически хобби.

Спор со столичной Муниципальной полицией (МуПо) у студента Таллиннского технического университета начался еще весной. В начале декабря в результате судебного разбирательства Демидову аннулировали штраф в 300 крон за безбилетный проезд. В новом году Артему вновь предстоит доказывать свою правоту в суде. Теперь он обжалует штраф, выписанный ему МуПо на сумму 840 крон.

Без билета, а не заяц

В июне Артем подбежал к остановке «Лепистику», когда на ней уже стоял троллейбус. Заскочил в него и, устроившись у окна, принялся заказывать часовой проездной билет по мобильному телефону. «Набираю нужные для этого цифры – звездочки, решетки, а компьютерный голос в трубке продолжает монотонно повторять мне, что нужно сделать для того, чтобы активировать мобильный билет для проезда в общественном транспорте», – вспоминает Артем. За это время троллейбус уже подъехал к следующей остановке. Там по злой иронии судьбы его встретили контролеры МуПо. Проверка ID-карты показала, что у Артема билета нет. Тогда контролеры пригласили его к себе в хорошо знакомый столичным «зайцам» зеленый микроавтобус.

«Я объяснял контролерам, что у меня не получилось активировать билет по телефону, – вспоминает Артем. – Что я четко следовал всем инструкциям, но произошла какая-то ошибка». По словам Артема, в тот раз ему повезло – патруль попался вежливый. Они объяснили парню, что технические накладки действительно случаются, но контролеры обязаны оформлять протокол и о таких происшествиях.

«Тогда я написал объяснительную, которая, видимо, не произвела впечатления на главного инспектора контролеров Яну Морозову. Она влепила мне штраф в 300 крон, – рассказывает Артем.– Я сразу написал на это решение жалобу в суд, благо опыт разборок с МуПо у меня уже есть. В результате в начале декабря судья аннулировал штраф». Представители МуПо соглашаются, что с покупкой проездного билета по телефону действительно бывают накладки. Зато в другом споре с Артемом Демидовым работники МуПо считают его полностью виноватым.

Ехал без билета и разговаривал по-русски

Этот инцидент произошел с Артемом за месяц до того, как ему не удалось активировать проездной билет по телефону. Троллейбус, в котором майским вечером молодой человек ехал на работу, остановил патруль МуПо. Когда контролеры начали проверять билеты, Артем протянул им ID-карту и, по его словам, пробитый билет. «От знакомых студентов я слышал, что вместе с пробитым билетом, предназначенным для студентов, контролеры проверяют и документ, вот я и сунул им ID-карту вместе с пробитым талончиком, – объясняет Артем. – Но женщина-контролер в спешке взяла мою ID-карту, проверила ее на своей машинке, а потом торжественно заявила, что электронного билета у меня нет. Я попытался объяснить, что на ней и не должно быть билета – вот мой пробитый талон, который она не заметила. Она наорала на меня и ускакала проверять билеты других пассажиров. Я пошел вслед за ней и вновь показал свой пробитый билет. Но она сказала, что он не считается, и попросила проследовать за ней в зеленый микроавтобус».

Артем рассказывает, что в микроавтобусе МуПо с ним обошлись очень грубо: объяснения не слушали, кричали, угрожали полицией. Артем вспоминает, что просидел в машине МуПо 40 минут. Вначале контролеры предложили ему написать свои показания в протоколе. «Я принялся было писать, продолжая убеждать их в своей правоте. А через пару минут бумагу у меня вырвали, – рассказывает Артем. – Я просил ее мне вернуть, но они не вернули, а написали в протоколе, что я отказался от показаний. Странные они какие-то... То кричали: убери свои руки, хотя я руки не распускал. То ругались, что я говорю по-русски. Я знаю эстонский, но из принципа решил говорить с ними по-русски: какая разница, когда тебе выписывают штраф».

В итоге, как говорит Артем, ему стало плохо, и он вызвал себе скорую помощь. «В детстве от переживаний у меня перекрывалось дыхание, впервые за 15 лет у меня это снова случилось на нервной почве», – жалуется Артем. Скорая помощь приехала очень быстро и остановилась рядышком с фургоном МуПо. Врачи оказали молодому человеку помощь, но, по его словам, прийти в себя он не мог еще сутки – заикался, плохо спал ночью.

Когда Артем успокоился, он написал жалобу в МуПо, откуда ему даже пришло электронное письмо с извинением. Артем был очень рад, потому что подумал, что его разборки с департаментом окончены. Но через какое-то время студент получил из МуПо уведомление о штрафе, причем в двух письмах.

В первом – штраф за безбилетный проезд на сумму 240 крон. А во втором штраф – 600 крон за плохое поведение. Знакомый посоветовал Артему не опускать руки и обжаловать решение в суде. «Я даже обратился к адвокату, который за 1000 крон составил для меня заявление в суд, – рассказывает Артем. – Меня не на шутку разозлили те вещи, которые обо мне написали сотрудники МуПо в своих протоколах. Оказывается, я ехал без билета, мешал работе контролеров, орал по телефону, пытался вырвать свой талон силой, топал ногами. Причем у всех трех контролеров из этого патруля – три одинаковых заявления. И везде последнее предложение как под копирку – заставил нас все переводить на русский, хотя владеет эстонским языком в совершенстве. Спасибо за комплимент, конечно. Я и не предполагал, что у меня настолько хороший уровень владения государственным языком. А сделали такой вывод контролеры лишь по одной моей короткой фразе в процессе общения».

«Станем мы храбрей и отважней льва»

Артем говорит, что протокол за безбилетный проезд, который ему так и не дали подписать, он хотя бы видел, но протокол, выписанный ему за то, что он якобы мешал контролерам исполнять их служебные обязанности, явился для него сюрпризом. «А ведь в нем упоминается, что я якобы отказался его подписывать, – возмущается Артем. – И так бы я ничего и не доказал, но на документе проставлено как раз то время, в которое я находился в машине скорой помощи, а медиками оно, слава богу, зафиксировано».

Два судебных заседания по этому делу уже состоялись, правда, пока безрезультатно. «Я даже нашел свидетеля, который ехал со мной в том злополучном троллейбусе и видел, что я пробил билет, – говорит Артем. – А свидетели со стороны контролеров – их же коллеги, которые участвовали во всей этой истории. Между прочим, заинтересованные лица. Более того, 22 декабря в суд они так и не явились, вроде как все сразу заболели».

Артем надеется, что ему удастся восстановить справедливость, и дело уже не только в штрафе. «Очень жаль, что люди мирятся с нечестными штрафами, – говорит парень. – Им легче заплатить, чем бороться за справедливость. Это неправильно. Нельзя давать себя в обиду. Тем более что жаловаться в суд на государственную службу можно бесплатно». Следующее заседание по этому делу состоится уже в следующем году, кстати, году Зайца, или Кролика, по восточному календарю.

Комментарий МуПо

Мадис Пери, ведущий инспектор патрульного отдела:

– К сожалению, не могу прокомментировать произошедшее в автобусе Муниципальной полиции. По словам контролеров, они вели себя корректно, а проблему создавал Артем Демидов. Естественно, если человек недоволен назначенным ему штрафом, у него есть право обратиться в суд: судья учтет все обстоятельства и свидетельства участников и вынесет окончательное решение. К сожалению, невозможно предсказать, кто победит в судебном процессе.

В процессе работы контролеров случаются конфликты, так как никому не нравится, когда его выводят из транспорта и штрафуют. Это стрессовая ситуация, и поэтому у многих сдают нервы.

Справка «ДД»:

Всего по данным Судебной инфосистемы (KIS), в течение 2009 года уездные суды получили 243 жалобы от физических и юридических лиц на решения МуПо как внесудебного делопроизводителя, а в течение первого полугодия 2010 года поступило 134 аналогичные жалобы.

Из обжалованных в суде решений МуПо в 2009 году было аннулированы 57 процентов (122 из 214), а в первом полугодии 2010 года – 67 процентов (99 из 148) решений.

Городские власти не смущает высокая доля аннулируемых в суде решений о проступке, так как в суд подают лишь на малую часть решений. Если смотреть в целом, в 2009 году МуПо в общем приняла 67 878 решений о проступке, а в первом полугодии 2010-го – 33 963.

Комментарии
Copy
Наверх