Власть №4: старый рысь лучше новых двух

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ильвес и дети: еще через пять лет тут точно будет город-сад!
Ильвес и дети: еще через пять лет тут точно будет город-сад! Фото: Scanpix/Postimees

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали одиночество Тоомаса Хендрика Ильвеса, которому вряд ли суждено обрести партнера по списку кандидатов в президенты, а также мытарства таллиннцев, стенающих под центристской пятой.

Но и без русской темы не обошлось. В Eesti Päevaleht режиссер Андрес Маймик отвечает на вопрос «во что верит эстонец?». Особого внимания заслуживает пункт «Верим, что гордиться можно, только если ты эстонец»: «Многие зарубежные эстонцы считают, что Эстония до сих пор несвободна... Вернувшийся на родину зарубежный эстонец Юри Тоомепуу полагает, что есть лишь один способ положить конец оккупации: надо отнять эстонское гражданство у всех иноязычных и массово выслать их из Эстонии». Сколько эстонцев в это верит – вопрос, но абзацу нашлось место на страницах газеты, и это показательно.

Зато на портале Naine24 появился рассказ о Моне Мяги – эстонке, преподающей в русской школе английский язык. Мона с детства не понимала, как местные СМИ могут писать о том, что русским и эстонцам никогда не сойтись и что есть «нормальные русские и ненормальные русские». Чтобы узнать, есть ли среди русских ненормальные, Мона пошла работать в русскую школу. И – о, чудо! – русские учителя, в отличие от эстонских коллег, сразу приняли ее за свою и стараются общаться с ней по-эстонски, а ученики так и вовсе говорят на прекрасном государственном языке. «Мы провозглашаем необходимость интеграции, но это несправедливо, ведь мы сами не можем сделать первый шаг. Эстонец не готов к интеграции», – говорит Мона. Она обобщает, но ее можно понять – после того, как она выступила по-русски на ТВ, знакомый эстонец сказал ей: «Не знал, что ты тоже тибла». И русские ученики Моны говорят, что «их тут не принимают за своих...»

Ильвес против Ильвеса

Но что гримасы «интеграции», когда судьба эстонской демократии висит на волоске! Куда, куда вы удалились, конкуренты Ильвеса? Как вышло, что он, извините, «кандидирует» в президенты в одно лицо и вынужден будет вести теледебаты с зеркалом? В Postimees Ханнес Румм говорит: все логично, Ильвеса поддерживают партии власти, за которые проголосовали 380 тысяч граждан Эстонии, и нельзя сказать, что Ильвес народу не нравится. Хотя, конечно, «было бы поучительно посмотреть на теледебаты Ильвеса и Сависаара или узнать, как отнесется общество к кандидатуре Михаила Стальнухина».

В той же газете Неэме Корв выдвигает свою версию событий: во всем виноваты журналисты, «единственная колдобина на гладком пути Ильвеса в президентский дворец», потому что Ильвес не раз плохо высказывался про журналистов, вот акулы пера и платят ему той же монетой. Так это или нет, а Андрес Лаазик из Eesti Päevaleht не хочет больше Ильвеса. Лаазика вообще коробит: слово «выбор» подразумевает наличие альтернативы, а ее-то и не предвидится.

Редакторы портала Delfi разрыли сенсацию: стать президентом Ильвесу помогает – кто бы вы думали? – Эдгар Сависаар! «Мы привыкли к президентским выборам с одним кандидатом в Азербайджане, Египте и других странах, где демократии нет или она показная». Вот и Эстония докатилась: три партии договорились о том, кто станет президентом. Четвертая же (центристы) явно предпочтет «не являться на заранее проигранную битву». Сависаар помогает нынешнему и будущему президенту окольно: «Победу Ильвеса во многом обеспечила боязнь возможного торжества сависааровского популизма». И все равно, сетует портал, подобные выборы – это «симуляция демократии и признак политического безволия».

Оккупация, и нет ей конца

Между тем, отмечает в Eesti Päevaleht Раймо Поом, «президентские выборы больше никого не интересуют. На повестке дня – темы, связанные с местными выборами». Читай: почему в столице все еще правят центристы? «Корни ситуации – в бронзовой ночи», говорит Поом, и чем дальше, тем призрачнее надежды правых взять Таллинн штурмом: эстонцы переезжают из столицы в соседние уезды, а им на смену едут русские избиратели из Ида-Вирумаа, давно монополизированные Сависааром. Что делать? Поом предлагает три варианта решения проблемы: (1) присоединить к Таллинну какие-то избирательные округа; (2) объявить Таллинн уездом, а части города – волостями; (3) принять особый закон о столичных выборах по особому сценарию. Так или иначе, а центристский Карфаген должен быть разрушен!

В результате львиная доля текстов EPL посвящена «новостям из оккупированной столицы». Это название колонки Андруса Кивиряхка, из которой читатель узнает буквально следующее: «В Центристской партии бунтуют только бывшие комики или самоубийцы... Центристская партия напоминает Советский Союз, это монолитный и несгибаемый колосс, вещь в себе... А мы, таллиннцы, и ждем, и страдаем. Оккупация в столице продолжается, и я не осмелюсь обещать вам, что она вот-вот закончится...» К Кивиряхку присоединяется Рейн Сикк: «У меня ум за разум заходит, когда я думаю о страданиях, которые выпало испытать таллиннцам за последние годы. Иногда кажется, что жители столицы и не понимают уже, что в любом другом самоуправлении все делается совершенно по-другому, человечнее...»

Так и хочется залезть на Крест свободы и закричать: «Горе, горе тебе, великий город Таллинн, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой!..» Потому что Вавилон, то есть Карфаген, то есть, тьфу... Ну, вы поняли.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх