О взглядах убийцы лучше забыть

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Как во время войны: норвежские стражи порядка охраняют улицу, ведущую к дому правительства.
Как во время войны: норвежские стражи порядка охраняют улицу, ведущую к дому правительства. Фото: Фото: Scanpix / Reuters

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали преимущественно норвежские теракты, доступность пистолетов и проблему неонацистов – есть она у нас или в Эстонии все спокойно?

Редакторы Postimees не знают, чему ужасаться больше: терактам или тому факту, что убийца оказался «не другой культуры, а нашей». Вдруг выяснилось, что «причины нужно искать не в мультикультурном обществе и не в демократической терпимости; проблема в тех, для кого сама мультикультурность – проблема... Западная цивилизация не знает большего страха, чем страх перед чужим». Разве все это не касается Эстонии?

Видимо, нет, потому что  в основном СМИ эту тему красноречиво обходят. Некоторые – за семь верст, что, как известно, не крюк. В Eesti Päevaleht Хейки Сууркаск призывает журналистов не слишком уж цитировать политическую декларацию норвежского убийцы – «в этом нет никакого смысла, если для какого-то монстра ничего не значит человеческая жизнь». Проще говоря, нам предлагают считать, что нет особенной связи между тем, что человек думает, и тем, что он делает. Плохо быть нацистом, который убивает людей, – но, видимо, ничуть не предосудительно быть нацистом, если ты лично никого не убиваешь?

Хорошие нацисты – бывают

«Чем скорее мы забудем имя этого убийцы, – продолжает Сууркаск, – тем лучше будет нам всем». По этой логике нам нужно поскорее забыть и Гитлера, и всю политическую историю, состоящую по большей части из войн и безобразного насилия.

К счастью, даже КаПо считает по-другому: как поведал Eesti Päevalehtкомиссар Андрес Кахар, наша Полиция безопасности делает все возможное, чтобы уменьшить опасность, исходящую от экстремистов. Между тем некий аноним сообщил EPL, что националистические экстремистские группировки активно действовали в Эстонии во время «бронзовых ночей», а сейчас они либо исчезли, либо притихли, и что надо различать правых экстремистов (читают «Майн Кампф», любят оружие, склонны к террору) и правых радикалов (обычные люди, «романтики нацизма», оправдывают эстонских солдат, воевавших на стороне Гитлера за свободу Эстонии). Короче говоря, бывают и хорошие нацисты.

Иной позиции придерживается портал Delfi, правда, в отношении не Эстонии, а Норвегии: «Быть против распространения ислама или увеличения потока иммигрантов – право, гарантированное конституциями демократических стран. Радикалы могут добиваться своих целей законными методами... Но не все так просто... Люди, заражающие других страхом, горечью и нетерпимостью, не могут уйти от ответственности за действия человека, который, живя теми же интересами, потерял чувство реальности».

Хейки Сууркаск в EPL считает, напротив, что про Брейвика не очень ясно, с кем он и за кого он, ибо у человека редкая каша в голове. Зато ось зла определена Сууркаском четко: «Многим колеблющимся движениям в Европе придется определиться, поддерживают они демократию или же экстремистов, чей идеал – тоталитарный строй Гитлера (или Лукашенко, или Путина)». Россия, ты опять здесь? А вот комментаторы Delfi волнуются по иному поводу: приближается слет ветеранов гитлеровской армии на Синимяэ – и Эстония в свете последних событий рискует получить за это от Запада по самым чувствительным местам.

Привет, оружие!

Стрельба на острове Утойя воскресила спор сторонников и противников свободной торговли оружием. Прийт Симсон в Eesti Päevaleht считает, что «обвинять в чем-то оружие смысла нет» и запрещать его продажу не стоит. Наоборот: чтобы остановить Брейвика, достаточно было одного пистолета, которого, увы, ни у кого не оказалось. Оружие – это свобода, считает Симсон: «Доступность оружия в гражданском обороте – признак свободного общества. Это в СССР у людей дома не было ничего, кроме охотничьих ружей. А свобода неизбежно влечет за собой новые опасности». Правда, не очень понятно, на кой нам сдалась такая опасная свобода. Или мы все делаем назло гнусному СССР?

Симсону оппонирует в том же издании врач Валдар Парве, сообщающий, что справка психиатра, необходимая тому, кто хочет обзавестись пистолетом, стоит 22 евро и получить ее сравнительно легко. Ошибается тот, кто считает, что справка защищает нас от безумцев с пистолетами, – на деле она освобождает от ответственности констебля и семейного врача, которые обычно знают человека куда лучше психиатра. Между тем отказавший в справке психиатр по закону не имеет права никому сообщать о подоплеке своего решения, и если перебрать достаточное количество психиатров, наверняка кто-нибудь выдаст злосчастный документ.

Финал мнения Валдара Парве оптимистичен: «Если многолетние нападки наших журналистов на какую-нибудь партию и ее лидера закончатся кровавой баней, меня это ничуть не удивит». Кто сказал «центристы»?..

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх