Вагончик тронется, депо останется

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Вот и дочку нашли! Куда же ты, беглянка, из родного-то дома? За цыганской звездой кочевой, не иначе...»
«Вот и дочку нашли! Куда же ты, беглянка, из родного-то дома? За цыганской звездой кочевой, не иначе...» Фото: Фото: Вера Копти

Ее ширина всего 750 миллиметров, но она вполне дееспособна: строго по расписанию старенький  локомотивчик  возит туда-сюда пассажиров окрестных городков, деревенек и, конечно, туристов.

Узкоколейка,  о которой пойдет речь,  находится в Латвии,  недалеко от Валки. Когда-то, в 1903 году,  здесь существовала железнодорожная ветка Плявиняс – Гулбене – Алуксне – Апе – Валка.

Классический вокзал на полустанке

Здание вокзала Гулбене, которое до сих пор считается одним  из интереснейших в Латвии, построено во второй половине 20-х годов прошлого века  в стиле неоклассицизма по проекту известного латышского архитектора, профессора Петериса Федера. Во время Второй мировой войны было разрушено, но в послевоенные годы  восстановлено в первозданном виде. Поэтому, глядя на него, легко себе представить, как гудели  и дымили около него паровозы, как собиралось на станции местное светское общество... В то время узкоколейка была центральной осью жизни этого региона.То, что от нее  осталось через сто лет,  это – аттракцион, транспорт и музей  в одном флаконе. И каждая из  этих составляющих вполне достойна внимания.

Сегодня линией упpaвляeт чacтнaя кoмпaния «Бaнитиc Гyлбeнe-Aлyкcнe», вxoдящaя в Eвpoпeйcкyю фeдepaцию тypиcтичecкиx и мyзeйныx жeлeзныx дopoг. «Бaнитиc» (латышскоеслововосходиткнемецкомуBahn – дopoгa) – eдинcтвeннaя жeлeзнaя дopoгa в Лaтвии, пpизнaннaя  пaмятникoм  культурыгocyдapcтвeннoгo знaчeния.

Латвия – Эстония, кто кого?

А вообще-то мне стыдно:  в эстонском железнодорожном музее Lavassaareпод Пярну не была, а  про латышский рассказываю. Но что поделать, так сложились обстоятельства. Кстати, от Валга  еще в 1896 году можно было ехать по узкой колее не только на юг, но и через  Мыйзакюла до Пярну. Если латышский музей  владеет абсолютно действующим  подвижным составом,  то эстонский  катает на своей узкоколейке только по субботам и только туристов. Отношения  между музеями своеобразные: слышали, какие анекдоты латыши рассказывают про эстонцев? Примерно такие же, какие эстонцы – про финнов. По крайней мере, латышская часть нашей компании, путешествующей по Латвии в рамках проекта GreatBalticTrip, постоянно и привычно над эстонцами подтрунивала. Например, цитировались слова исполнительного директора  компании  Gulbenes –Alūksnes bānītis ОсвалдсаЛуцанса,  который в каком-то интервью сказал, что «эстонцы хотели вернуть к жизни свою узкоколейку, но не смогли, знаний не хватило».

Но те самые эстонцы из Лавассааре, которым чего-то там не хватило, на своем  сайте пишут, что эстонский локомотив М-107 в 1944 году был депортирован (именно так!) в Латвию, где пришел в негодность. Но в 1946 году  нехорошая латышская железная дорога вместо того, чтобы вернуть локомотив на родину, продала его дальше – на  Украину. Видимо, за два года приведя в годное состояние. Зато отмечается, что с  латышскими коллегами из Банитиса  ведется совместная работа, благодаря чему  паровозик из  Эстонии периодически бегает там по узкой колее. Вот так обменялись любезностями. А что? Высокие добрососедские отношения!

Вагон товарища Кэбина

Что такое 75 сантиметров? Это, грубо говоря, когда ноги на ширине плеч.  В Гулбене широкая и узкая колеи мирно соседствуют и даже переходят одна в другую, совмещаясь  на уникальном поворотном круге для паровозов, которые, как известно, ведут себя наподобие  сказочных тянитолкаев – едут только вперед. А чтобы отправить паровоз в обратный путь, и требуется это техническое  сооружение, которых в Европе  осталось  раз-два и обчелся.  В гулбенеском депо сейчас близится к концу реставрация немецкого паровоза Gr-319, построенного в 1951 году, который будет крутиться на этом круге, как миленький. 

В депо немало интересного как для любителей старой техники и транспортных средств, так и для желающих получить новые эмоциональные впечатления. Например, можно покататься на дрезине. А можно рассмотреть старые вагоны и паровозы с локомотивами, залезть вовнутрь и почувствовать  себя машинистом.

Между прочим, на запасном пути в Гулбене стоит не бронепоезд, к сожалению, а паровоз L-4578 конструктора Лебедянского. Он «впряжен» в салон-вагон, сделанный по заказу Коммунистической партии Эстонской ССР, и возил по просторам Советского Союза лично  дорогого товарища Ивана Густавовича Кэбина, он же JohannesKäbin, который был бессменным первым секретарем ЦК КП ЭССР с 1950-го по 1978 год. Войдя в вагон, тут же переносишься в далекое прошлое: лакированное  до стеклянного блеска дерево, красные бархатные шторы, слегка выгоревший флаг ЭССР,  двухместные купе с мягкими диванами, вполне нормальная кухня, длинный стол для заседаний,  телефон с гербом СССР... А торец вагона  тоже застеклен, чтобы товарищ  Кэбин, устав от партийных дел, мог беспрепятственно любоваться пробегающими за окнами пейзажами. Сейчас салон-вагон используется как гостиница: ночевку в нем  вполне можно заказать по телефону или Интернету. Говорят, там даже сны снятся ностальгические...

Узкоколейка Гулбене – Алуксне является самой настоящей транспортной артерией для Гулбенеского края, даже несмотря на то, что поезд ходит всего ничего: в этом году в 13.00 и 18.00 он отправляется из Гулбене, стоит на конечной станции в Алуксне около часа и возвращается обратно. Таким образом, расстояние в 33 километра он проходит за полтора часа. Стоит удовольствие 2 лата 40 сантимов. Местные  жители пользуются скидками.

Пары вагонов вполне хватает, чтобы вместить желающих. Для организованной туристической группы  могут прицепить дополнительный, равно как и пустить внеочередной поезд. Между прочим, прошедшей зимой, в сильные морозы, всех пассажиров бесплатно поили горячим чаем. Но если вы – туристы, то вас на узкоколейке ждет еще и приключение.

От пограничников до эльфов

Представьте себе, что на полустанке в вагон вваливается парочка и очень натурально начинает причитать, что у них пропала любимая дочка. Слово за слово,  прибаутка за прибауткой, в самой темноволосой путешественнице они «узнают» свою пропажу и начинается веселье с анекдотами, песнями, плясками и распитием местной водки с закуской, извлеченной из чемодана. Нашей группе показали «цыганское шоу», но возможно еще и приключение с ограблением: поезд останавливается между полустанками, на него налетает банда головорезов. Дети кричат,  с дам срывают золото-бриллианты, мужчины пытаются оказать сопротивление... Пленных ведут в лагерь разбойников, где... до отвала кормят жареными колбасками и кашей.

Выбор приключений велик:  «неожиданная» встреча с советскими пограничниками, ностальгический банкет в стиле 70-х годов, свадебное путешествие в раззолоченном до кича вагоне, не говоря уже об упомянутой выше ночевке в  партийном салоне сельтсимеэса Кэбина. А детским группам рассказывают о том, что именно в лесах между Алуксне и Гулбене  некогда находилось царство эльфов...

Забавно и познавательно. Жаль только, что за этими впечатлениями нужно ехать в соседнюю страну. Мы могли бы не хуже.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх