Много крови, много песен за тибетских льется лам

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Несмотря на прохладный прием, далай-лама и под эстонским зонтиком чувствует себя хорошо.
Несмотря на прохладный прием, далай-лама и под эстонским зонтиком чувствует себя хорошо. Фото: Станислав Мошков

На этой неделе эстонская пресса дожевывала тему Брейвика, осторожно касалась трагедии в Минобороны, а также обсуждала визит далай-ламы, с которым никто из наших правителей не хочет дружить официально.

Кому ex oriente lux, «свет с Востока», а кому оттуда ничего хорошего ждать не приходится. По понятным причинам Восток у нас ассоциируется с Большим Соседом, который эстонской демократии зело чужд. И даже когда с Востока прибывает кто-то, отношения к Большому Соседу не имеющий, все равно выходит как всегда. Вот как в этот раз. Беда нагрянула в Эстонию внезапно – в виде далай-ламы, одного из самых миролюбивых людей на земле.

Хочется, но стыдно

Не успев толком ступить на местную почву, далай-лама поставил эстонскую демократию (хочется обозвать ее «молодой», да только, как говорится, молодая была уже не молода) перед очень взрослым выбором. Далай-лама или долой ламу? Встречаться с ним официально, рискуя поссориться с Китаем, или проигнорировать и ни с кем не ссориться? На словах-то все мы демократы и за свободу малых народов от гнета Больших Соседей. Но это если речь о нелюбимой России. А если о Китае?

Как метко подмечает Хейки Сууркаск в Eesti Päevaleht, «встреча с далай-ламой стала для глав государств своего рода вопросом совести». Тибетского святого принимал за закрытыми дверями Барак Обама, его приглашали в СССР и в ельцинскую Россию. Но не в путинскую, которой Китай страшно дорог. Поэтому, как ни парадоксально, уклоняющиеся от встреч с далай-ламой эстонские политики становятся в один ряд со своими коллегами из России – Сергеем Лавровым, например. И хотя далай-лама уже бывал в Эстонии в 1991 и 2001 годах, «эстонские лидеры встреч с ним на высшем уровне по-прежнему стыдятся». Орел наш Андрус Ансип, например, как бы забыл поприветствовать далай-ламу. Китай ведь не дремлет, и если что...

Хардо Аасмяэ на портале Delfi задается вопросом: «Кто встречается с далай-ламой?» Ответ прост: все те, кто уважает духовность. «Страх перед далай-ламой – остаточное явление в мировой политике. Только цитадель коммунизма теперь – не Москва, а Пекин... Конечная цель Китая – ослабление капитализма, в том числе и Эстонии... Что может сделать Большой Китай с Маленькой Эстонией, если мы отнесемся к Тибету и далай-ламе с уважением? Что мог сделать Большой СССР с Маленькой Исландией, которая первая признала независимость Эстонии? Ничего». Правда, Аасмяэ забывает, что как раз Россия признала нашу независимость одной из первых. Но это к слову. В целом вывод ясен: не нужно никого бояться. Смелее в очередь к далай-ламе, граждане!

Сложно встретиться и не встретиться

Впрочем, выводы из визита буддистского первосвященника каждый делает сам и свои. Для Сильвера Мейкара, растекшегося мыслью по страницам Postimees, визит далай-ламы – повод поразмышлять, что стало бы с Эстонией, если бы СССР не распался: «В результате массовой иммиграции тибетцы стали меньшинством на собственной земле, их культура и язык исчезают, окружающая среда загрязнена. Вместо “освобождения” Тибета в политике КНР проявляются черты дикого капитализма и колониализма». По логике Мейкара, тут у нас было бы то же самое. Тем более, значит, надо не раболепствовать перед Китаем, а встретить далай-ламу честь по чести?

Но нет: хорошо бы с ламой и встретиться, и не встретиться, чтобы китайский дракон задницу не подпалил. На эту тему Postimees опубликовал карикатуру: дракон рвет и мечет, а президент Ильвес говорит далай-ламе: «Наша встреча действительно неофициальная. Зато гнев красного дракона – абсолютно официальный...» При этом редакторская колонка газеты наших политиков скорее оправдывает. Ведь «Китай сейчас – экономика настолько мощная, что никто не хочет с ним ссориться. Понимая это, эстонские политики предпочитают “официальным” встречам “неофициальные”. Так поступает и весь мир...» Далее Postimees обрушивается на Китай, который вместо того, чтобы реагировать спокойно, рассердился на нас. «Мы как малый народ сочувствуем тибетцам... В свободном мире каждый встречается с тем, с кем хочет». Так докажите! Хоть кто-то встретится официально с ламой или нет, а?

Тут как в анекдоте: надо либо крестик снять, либо трусы надеть. И дело не в далай-ламе – он буддист, он простит. Дело в том, что между словами и делами в Эстонской Республике – пропасть, и имя ей – Лицемерие.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх