Власть № 4: рысьи потягушки

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Кандидат в кандидаты в президенты Индрек Таранд и на концерте «Песня свободы» нашел благодарных слушателей.
Кандидат в кандидаты в президенты Индрек Таранд и на концерте «Песня свободы» нашел благодарных слушателей. Фото: Станислав Мошков

На этой неделе эстонская пресса анализировала двадцать лет независимости, обсуждала виновность лыжника Андруса Веэрпалу и осуждала Марта Лаара, обещавшего отстрел тех, кто атакует эстонское государство.

Кроме того, СМИ сетовали на то, что предвыборные дебаты двух кандидатов в кандидаты в президенты (именно так) недостаточно зрелищны. Зрелищ мало, а хлеба хватает, хоть и не всем. Статью о том, как безработица толкает людей к досрочному выходу на пенсию, Eesti Päevaleht начинает словами: «Типичный портрет получателя досрочной пенсии – 60-летняя безработная или низкооплачиваемая русская». Без комментариев.

Тот же EPL пишет о том, что «русские школы дают заметно худшее образование» – по результатам государственных экзаменов. Журналист Рейн Сикк задался вопросом, отчего так происходит. Ответы он получил самые разные: оттого, что русские учителя не владеют эстонским языком (Тынис Лукас); оттого, что русские школьники учат часть предметов на эстонском, которого толком не знают (Яак Аллик); оттого, что много времени и сил тратится на эстонский как предмет (директора школ); во всем виновато русскоязычное инфопространство (чиновник Экзаменационного центра). А министр образования Яак Аавиксоо и вовсе свалил ответственность на местные самоуправления.

Зачем суд, слушай?

Предвыборные дебаты Тоомаса Хендрика Ильвеса и Индрека Таранда наблюдателей скорее раздражают, чем развлекают. Андрес Аррак в Postimees характеризует их как «много шума из ничего». Аррак возмущен: за первые 20 минут в эфире Vikerraadio кандидаты в кандидаты не сказали ничего путного, затем: «Ильвес: “Моя роль – ввести роль президента в предусмотренные рамки” (видимо, Мери эту роль из рамок вывел). Ильвес: “Президент не должен быть личностью!!!” Я уже давно понял, что без такого президента Эстония отлично проживет... Оба кандидата не понимают, зачем Греции необходим антикризисный пакет. У обоих нет широкого взгляда на вещи... Ильвес: “Президент может говорить, но его не всегда слушают”. Интересно, почему к Мери прислушивались?» Ну и так далее.

Раймо Поому из Eesti Päevaleht недостает в президентских дебатах блеска и азарта, «хотя личности кандидатов их и обещали». Разглагольствования на уровне «ниже среднего» напомнили репортеру дискуссии в детском саду, сводившиеся к бесконечному обмену репликами «да» и «нет».

Ахто Лобьякас в Postimees разочарован дебатами в целом. Ильвеса он сравнивает с «опытным тяжеловесом», который продавливает свои убеждения как может. Красочный пример – рассуждение президента касательно денег, которые Эдгар Сависаар якобы получил из рук Москвы. Мол, не нужно ничего доказывать в суде: «У нас слишком часто случается, что мы ждем, пока суд что-то докажет. Мы знаем, что произошло. И этого достаточно». Ай, молодца! Лобьякас недоумевает: «Кто такие эти ильвесовские “мы”? И какой эти “мы” облечены властью?..»

И даже русские сказали

Идиосинкразия на Сависаара – это отдельная тема предвыборного, извините, дискурса. На вопрос портала Delfi, может ли будущий президент предложить Сависаару сформировать правительство, Ильвес четко сказал, что пока этот человек стоит во главе партии, центризм не пройдет: «Это моральная обязанность. Если любая другая партия попросила бы генерала КГБ поддержать избирательную кампанию, моя реакция была бы той же».

Козьи потягушки (точнее, рысьи, если вспомнить значение президентской фамилии) с центристами получили логическое продолжение в виде атаки эстонской прессы на концерт «Песня свободы», проведенный культурной столицей на Певческом поле. Как сообщает Марти Аавик из Postimees: «Скажу, ничего не утаив, что даже русские из нашей редакции сказали, что национального чувства стало как-то меньше». Даже русские! Это значит – полный кирдык. Ингрид Вейденберг куда менее дипломатична: «Я давно не видела столько обманутых лиц и не слышала столько жалоб...» Национальное чувство, всколыхнувшееся было в преддверии 20-летия восстановления независимости, не нашло выхода на этом концерте, сетует Вейденберг. Певцы и певицы были не те, а главное – слишком поздно все запели хором: молодежь успела напиться, а старшее поколение – разойтись.

Портал Delfi в числе прочего ставит в упрек организаторам то, что «игнорировались русские... Организаторы утверждают, что им не удалось пригласить ни один русскоязычный коллектив. Сложно поверить, что звезды из Ирландии, Латвии и Эстонии нашли время для концерта, а русские – нет... Delfi, правда, не может поверить в то, что эстонские или российские русские группы дружно проигнорировали “Песню свободы”».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх