Юри Ратас: я не против Сависаара, я за центристов!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
33-летний Юри Ратас успел поработать и мэром Таллинна (2005-2007), и вице-спикером парламента (с апреля 2007-го), но останавливаться на этом не намерен.
33-летний Юри Ратас успел поработать и мэром Таллинна (2005-2007), и вице-спикером парламента (с апреля 2007-го), но останавливаться на этом не намерен. Фото: Станислав Мошков

На съезде центристов, состоявшемся 27 августа, за место председателя боролись два кандидата – матерый отец-основатель партии Эдгар Сависаар и молодой по меркам нашей политической сцены Юри Ратас. Победила отнюдь не молодость.

За что ратует Ратас? Главным образом – за реформы, благодаря которым Центристская партия могла бы выйти из оппозиции и поучаствовать наконец в реальной политике. Как показал съезд, идеи Ратаса и его команды находят среди членов партии сочувствие: он получил 643 голоса против 925, отданных за Сависаара.

Незадолго до съезда Юри Ратас заявил, что будущее Центристской партии «туманно». О том, что изменилось после съезда, бывший мэр Таллинна и нынешний второй вице-спикер парламента рассказал в интервью «ДД».

Платформа хорошая, но что толку?

– Чего вы хотели добиться, когда решили составить Сависаару конкуренцию, и чего в итоге добились?

– Я хотел, чтобы Центристскую партию с ее очень хорошей программой воспринимали бы в качестве серьезного партнера и другие политические партии, и общество в целом. Между собой мы можем говорить о чем угодно – о безработице, об эмиграции из Эстонии, о проблемах образования. Да, у нас отличные, правильные идеи, я в них верю, я в этой партии десять лет. Вопрос в том, можем ли мы эти идеи реализовать! Чего я в итоге добился... Те, кто говорят, что Ратас хотел расколоть партию, неправы. Если бы это было так, за меня проголосовали бы процентов пять, не больше. Как показал съезд, мою команду и наши идеи поддерживают многие центристы. И если в будущем к нам будут прислушиваться и в какой-то мере учитывать наше мнение, это уже хороший результат.

– Выборы председателя Центристской партии были честными?

– В кулуарах говорят всякое, но я надеюсь на то, что всё было по-честному. Другое дело, что я не получил достаточно возможностей для выражения своей позиции, например, в партийной газете Kesknädal. Однако сами выборы были честными.

– Вы утверждаете, что Центристская партия должна измениться. Что именно нужно менять?

– Изменения должны касаться управления партией, ее бюджета, отношений внутри партии. Должны измениться и наши отношения с журналистами, с обществом, с другими партиями. Мы постоянно твердим одно и то же: у нас хорошая платформа, у нас отличная программа... И что нам это дает? Хотим мы этого или нет, ни одна партия в Эстонии не может получить в парламенте 51 место, то есть оказаться в абсолютном большинстве, и это хорошо. Значит, центристам нужны партнеры. Что толку говорить, что мы могли бы сформировать коалицию с теми или этими?.. Я уверен, что мы можем войти в коалицию с любой партией, вопрос лишь в том, в какой степени нам удастся вписать свою позицию в коалиционный договор. Мы не должны говорить, что вот с этой партией в коалицию ни за что не войдем, иначе Центристская партия так и останется в оппозиции. И что тогда? На последних выборах я баллотировался в Мустамяэ, и люди мне говорили: «У вас отличные идеи. Но вы сами верите в то, что сможете их реализовать?»

– Только ли от центристов это зависит? Президент Ильвес сказал недавно, что пока лидером центристов является Сависаар, глава государства не допустит участия партии в формировании правительства. Не означает ли это, что центристы в ближайшие годы так и останутся в оппозиции?

– Мне совсем не по душе, когда президент и другие политики говорят, что данный человек нам не нравится и если его не будет, все будет отлично. Никто не может диктовать другим партиям кадровую политику, это внутреннее дело конкретной партии. Сависаар создал Центристскую партию и был ее практически бессменным лидером, он очень многое сделал для нашей партии... В общем, не понимаю я таких заявлений.

О расколе речь не идет

– Что вы скажете тем, кто считает, что выборы с двумя кандидатами были фарсом, призванным показать, что и в Центристской партии вроде как есть демократия?

– Два месяца назад, когда я принимал решение выставить свою кандидатуру, оно далось мне нелегко. Да и не могло даться легко. И когда говорят, что это был фарс... Нет, это был совсем не фарс! Два кандидата, две команды, две точки зрения на управление партией. Кстати, съезд избрал в правление людей, которые поддерживают мою точку зрения.

– Тем не менее о расколе в партии говорить нельзя?

– Нет. Среди центристов есть трения, возникшие задолго до съезда. Это странно, но в эстонском обществе появилась убежденность в том, что если кандидат один, это зрелая демократия, и при таком раскладе два кандидата – уже раскол, конечно... На деле ни раскола, ни даже намека на трещину в Центристской партии я не вижу. Как дальше будет жить партия – зависит от ее председателя и от правления. Если они возьмут курс на взаимопонимание и сотрудничество, центристы выиграют и станут сильнее. Если курс будет взят на отчуждение части партии, мы проиграем по всем фронтам.

– После съезда ваши личные отношения с Сависааром как-то изменились?

– (Долгая пауза.) Надеюсь, что нет. Но мы никогда и не общались слишком тесно. Думаю, теперь мы будем разговаривать чаще и серьезнее.

– На съезде «старая гвардия» русских центристов поддерживала Сависаара. Как вы думаете, почему?

– Правда? Это новость для меня. Мне, наоборот, казалось, что многие русскоязычные центристы взяли мою сторону – например, Денис Бородич. Меня сильно поддерживал и регион Ида-Вирумаа – как эстонцы, так и русские. Не думаю, что водораздел проходит по национальности.

– Имя Дениса Бородича связывают со скандалом вокруг «денег на церковь», якобы полученных центристами от России, что не мешает Бородичу быть вашим активным сторонником...

– По поводу этого скандала я говорил только одно: я как член правления никогда ни с кем не обсуждал вопрос получения денег из-за границы. Если бы меня спросили, за я или против, я был бы против. Просили денег у России или нет – я не знаю. Это до сих пор под вопросом. А Денис Бородич – успешный молодой политик, один из немногих неэстонцев в современной Эстонии, которого поддерживают люди разных национальностей.

Преемник пока неизвестен

– Не секрет, что для многих рядовых русских избирателей именно Эдгар Сависаар – человек, который защищает их права, и любая попытка сместить Сависаара воспринимается этими избирателями резко отрицательно. Вы не боитесь, что потеряете голоса на следующих выборах?

– Не боюсь. Я вырос в Нымме, где было много русскоязычных людей, в первый класс пошел в русскую школу, потому что наша эстонская школа сгорела, и у меня никогда не было проблем с русскими людьми. Когда я занимал пост мэра Таллинна, главное было – помочь людям, а на русском или на эстонском они говорят – это неважно. В парламент меня избрали от округа Мустамяэ-Нымме, до выборов я общался с избирателями, со многими мы говорили по-русски...

– Вопрос ведь не в этом. Если вы против Сависаара...

– Но я не против Сависаара! Я за Центристскую партию. За то, чтобы идеи центристов были реализованы, касаются они взаимоотношений с Россией или образования на русском языке. Мы сейчас не можем воплотить эти идеи, потому что мы не у власти.

– Если бы вместо Сависаара выбрали вас, Центристская партия стала бы более приемлемым партнером для других партий?

– Мы стали бы более открытыми.

– У центристов большие долги, и съезд принял решение обязать кандидатов в депутаты финансировать собственные избирательные кампании. Это верное решение?

– Это нормально, когда кандидат сам вкладывается в избирательную кампанию. Другое дело, что долги у партии возникли не потому, что кандидаты вкладывались недостаточно, а оттого, что мы не смогли грамотно управлять финансами. Нам нужно посмотреть в зеркало и честно в этом признаться. Были допущены управленческие ошибки. И Юри Ратас тоже несет за них ответственность – я ведь был членом правления партии.

– Что дальше? Будущее партии по-прежнему туманно?

– Я не знаю. После съезда прошло полтора дня, о будущем говорить рано. Я верю в то, что председатель и правление учтут то, о чем говорила моя команда, и положение исправится. Если нет, будущее останется туманным.

– А чем теперь займетесь вы?

– Я готовлю статьи для докторской диссертации и лекции о местных самоуправлениях и региональной политике, которые буду читать в ТТУ. Моя основная работа – в парламенте, есть у меня работа и в партии, где я возглавляю собрание местных самоуправлений.

– Может Сависаар назначить вас своим преемником, как в России в свое время Ельцин назначил преемником Путина?

– Я считаю, что если члены партии договорятся о том, как должен проходить процесс смены поколений, это будет хорошо. Кто станет преемником Сависаара – я не знаю. Следующий съезд состоится через два года. Будет ли Сависаар претендовать на место председателя или же поймет, что кто-то еще может выполнять эту работу?.. Сегодня говорить об этом преждевременно.

Комментарии
Copy
Наверх