Ай да «Пушкин»!

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В 2008 году тогдашний российский посол Николай Успенский вручил Андрею Красноглазову медаль Пушкина за популяризацию русского языка в Эстонии. Сегодня, по иронии судьбы, того же Красноглазова обвиняют в работе на ультранационалистов, желающих этот самый язык уничтожить.
В 2008 году тогдашний российский посол Николай Успенский вручил Андрею Красноглазову медаль Пушкина за популяризацию русского языка в Эстонии. Сегодня, по иронии судьбы, того же Красноглазова обвиняют в работе на ультранационалистов, желающих этот самый язык уничтожить. Фото: Scanpix/Postimees

Очередной скандал в движении соотечественников добрался до русской школы.

Общественность давно привыкла к тому, что в стане так называемых профессиональных соотечественников, ведущих активный образ жизни, то есть проводящих конференции и бьющихся за место рядом с российским посольством и на берегах денежных потоков, не все в порядке.

Один скандал сменяет другой. Один мальчик (в реальности – убеленный сединами муж) для битья забывается и тут же возникает другой. Комментаторы интернет-порталов бесконечно требуют смены Координационного совета (КСРСЭ) и посольства России в полном составе. Общая тональность – все пилят бабки, никто никого не уважает, за общину нужно бороться, но ни одна из возникающих персоналий на эту роль не подходит.

А на прошлой неделе полку негодующих, обличающих и требующих прибыло. Пять членов организации «Русская школа Эстонии» распространили заявление, в котором не только поднимают самый больной и острый на сегодня вопрос уничтожения образования на русском языке, но и обращаются в МИД РФ с требованием разогнать пресловутый КСРСЭ.

Всех разогнать, язык спасти

Обращение появилось в ответ на новость, распространенную российским порталом Regnum и подхваченную местным порталом Baltija.eu, с выдержкой из слов руководителя эстонской делегации на Всебалтийской конференции соотечественников, прошедшей в Риге 28 августа, Андрея Красноглазова.

Напомним, что он же является секретарем, то есть одним из лидеров Координационного совета российских соотечественников Эстонии при посольстве РФ, а также одним из руководителей Института Пушкина, занимающегося популяризацией русского языка и обучением взрослых и детей, для которых русский либо утрачен, либо является неродным.

В вышеупомянутой новости суть выступления Красноглазова была сведена к сообщению, что реформу русской школы можно считать свершившейся, поезд ушел и изменить в сложившейся ситуации уже ничего нельзя.

В вину Красноглазову как представителю организации, которая априори должна биться за сохранение русского образования, ставилось явное продвижение идей эстонских националистов, мечтающих об уничтожении всего русского, а общий тон обличения сводился к следующему (цитируем дословно, сохраняя орфографию оригинала):

«Спрашивается, где же тогда и с кем же солидаризируется КСРСЭ (при Посольстве РФ в Таллине!), когда делает безапеляционные заявления в духе „забудьте про борьбу за русскую школу, поезд давно ушел“? Ответом на этот вопрос может быть только идеологическая мечта местных ультраправых националистов, которую фактически слово в слово повторил глава делегации КСРСЭ г. Красноглазов. Апофеозом абсурдности является то, что мечта утрационалов по ликвидации основ русской культуры артикулируется и обслуживается на деньги России и под эгидой Посольства РФ. Граждане России такой дани „крымскому хану“ понять совершенно не в состоянии».

Финальным же аккордом прозвучал призыв разогнать Координационный совет и поставить на те же места молодых и прогрессивных представителей общины, созревших для настоящей битвы.

Комментарии на публикацию обращения были предсказуемы. Большая часть пожелавших высказаться поддержали требование и начали припоминать КСРСЭ все, что происходило или муссировалось годами, а Красноглазову лично предъявлялись различные претензии: от умышленного доведения движения до состояния, когда русских людей откровенно тошнит от слова «соотечественник», до предполагаемых махинаций с деньгами в сфере образования.

Еще одно важное подозрение, озвученное сразу несколькими представителями общины, сводилось к личной заинтересованности руководителя Института Пушкина: не поднимать тему сохранения русской школы и получить огромное количество новых платных учеников, которые будут поставлены в условия, когда русский язык придется доучивать, чтобы получить шанс на поступление в российский вуз. Институт Пушкина имеет лицензированные программы, результаты принятых здесь экзаменов акцептуются в России, и, в конце концов, именно свидетельство об успешно пройденном тесте из этого учреждения принимается посольством РФ в качестве одного из условий получения российского гражданства.

Подозрение, нужно отметить, подкреплялось и вялостью борьбы за русскую школу самого КСРСЭ, а также стартовавшей параллельно с началом скандала рекламной кампанией института. По многим каналам СМИ прошли сюжеты, в которых рассказывалось, как сильно страдают в плане знания языка ребята, отданные в эстонские школы, и как грамотно решают проблему сотрудники этого учреждения. Кроме того, перевод 60 процентов учебного курса на эстонский язык может вызвать справедливый вопрос со стороны российских вузов: а русскую ли школу закончил абитуриент? Таким образом, возникает необходимость вновь сдавать экзамен на знание языка, подготовить к которому и принять который может как раз Институт Пушкина.

Народное возмущение можно было бы посчитать справедливым, но насторожили три вещи: под текстом обличительного обращения подписались всего пять человек, и среди них не было фамилий основателей объединения «Русская школа Эстонии» Андрея Лобова и Олега Назмутдинова, с которыми РШЭ ассоциируется у большей части некоренного населения. Сам Красноглазов не сказал ни слова в свою защиту, а слова показались вырванными из контекста. Никто не обратился с вопросами в посольство РФ, хотя многие утверждали, что выступление Красноглазова заранее было оговорено с диппредставительством России.

«ДД» постарался исправить данную оплошность, чтобы разобраться в ситуации и понять, что же на самом деле происходит в движении соотечественников и в Объединении «Русская школа Эстонии».

Красноглазова скорее поддержали

Андрей Красноглазов уверен, что ничего страшного в разгоревшемся скандале нет. Во-первых, потому что после опубликования обращения, в котором, кстати, сказано, что с подписями оно направляется как в посольство РФ в Эстонии, так и в Москву, в МИД России, состав Координационного совета выразил ему вотум доверия и вопрос об отзыве его с должности секретаря, во всяком случае, в Таллинне, не стоит. «Что уж там решат в России, я не знаю, но оправдываться мне не в чем», – сказал он.

По словам нашего собеседника, слова об упущенном времени и бессмысленности борьбы за русскую школу не только вырваны из контекста, но и искажены. «Я делал слайд-шоу, основная мысль которого была – поддержать русскую школу, а дальше говорилось о том, что делать, если этого не получится», – пояснил Красноглазов и добавил, что до выступления показывал свои материалы Олегу Назмутдинову, и он одобрил идею.

Красноглазов напомнил, что под обращением подписались всего пять человек, лишь один из которых, согласно карте B, входит в состав правления этой организации: «Я знаю, что сама новость появилась на порталах в результате подковерной борьбы. Дело в том, что есть два канала СМИ, которые очень хотят получить определенные преференции. В кулуарах конференции обсуждалась судьба этих СМИ. Но так как вопрос решился не очень позитивно, была спровоцирована эта статья. Могу заверить, что никаких претензий с литовской или латвийской стороны не было. На месте все аплодировали».

Что касается Института Пушкина и возможного притока учеников, Красноглазов объяснил, что уже сейчас граждане Эстонии поступают в российские вузы на общих с другими иностранцами основаниях. Каждому обладателю эстонского паспорта нужно пройти так называемую сертификацию свидетельства об окончании гимназии, где решают, соответствует ли наше гимназическое российскому полному среднему образованию. При необходимости вуз может направить абитуриента на экзамен по русскому языку, но происходит это не в Таллинне, а в Москве. Причем поступающие в вузы в рамках программы помощи соотечественникам ничего подобного делать не должны, равно как и сдавать какие-то иные экзамены.

Опроверг Красноглазов и мнение о монопольном праве Института Пушкина на прием экзамена по русскому языку у тех, кто хочет получить гражданство РФ: «Это требование касается только тех, кто окончил школу после 1991 года. Аналогичное право принимать такой экзамен имеет и Нарвский колледж Тартуского университета. Тарифы устанавливаем не мы, а Москва, и они едины для всех. Да, мы получаем часть этих денег, поскольку несем расходы, но сколько, я говорить не хочу – это наше частное дело. Отмечу только, что в год на подобный экзамен приходят 15-20 человек».

Кстати, этот экзамен можно и не сдавать, достаточно пройти все тот же процесс сертификации свидетельства об окончании школы, но заплатить все равно придется.

Русская школа Эстонии отставки не требовала

Олег Назмутдинов из Объединения «Русская Школа Эстонии» пояснил, что организация к появившемуся в прессе обращению никакого отношения не имеет. Он отметил, что в РШЭ не поддерживают пессимизма Андрея Красноглазова, и считает, что человек такого положения не имеет права отбирать надежду у людей. Однако требование об отставке КСРСЭ – это личная инициатива подписавшихся людей, а не всей организации в целом.

«В нашей организации, как и в любом другом подобном объединении, есть крыло, которое придерживается идеи более решительных действий. Их заявление не прошло обсуждения ни в правлении, ни в объединении в целом, поэтому, да, это была своего рода самодеятельность, которая касается только тех людей, которые поставили свою подпись», – отметил Назмутдинов.

Он объяснил, что поскольку РШЭ не входит ни в одну структуру и еще только пытается налаживать контакты с другими организациями, то и не имеет права требовать чьей-либо отставки. Контакты с КСРСЭ были, но на уровне разговоров, и принято решение сотрудничать в рамках конкретных проектов, которых пока нет. Впрочем, сами соотечественники пока тоже не сильно рвались с предложением помощи в сохранении русской школы. «Разумеется, нам бы хотелось, чтобы как можно больше организаций обращалось к нам, и в том числе соотечественники, если они на самом деле позиционируют себя российскими и вращаются при посольстве. Но дело в том, что в отношении образования КСРСЭ себя вообще как-то никак не позиционирует».

Будут проблемы, будем решать

Пресс-служба посольства России предложила, прежде чем давать оценки выступлению Андрея Красноглазова на Балтийской конференции в Риге, дождаться публикации всего текста доклада: «Не очень понятно, откуда взялись те слова А.Б. Красноглазова, которые „цитируются“ и критикуются несколькими членами Совета русских школ. Ссылаться на то, что кто-то где-то вроде бы услышал, не вполне корректно. Будет текст выступления – будет предмет для разговора».

На вопрос о возможности смещения Красноглазова и его команды с должностей лидеров КСРСЭ в посольстве дали понять, что вмешиваться в процесс не будут: «Общественные организации российских соотечественников сами выбирают или смещают своих лидеров. КСРСЭ, согласно „Положению о КСРСЭ“, избирается на три года, нынешний состав был избран в 2010 г. и расширен в 2011 г. Насколько нам известно, на последнем заседании КСРСЭ (после опубликования уже упомянутого письма „пятерых“), А.Б. Красноглазову был выражен вотум доверия».

Также дипломатическое представительство России не усматривает никакого нового раскола в стане соотечественников и борцов за русский язык. В своем ответе пресс-служба посольства отметила, что тема поддержки и сохранения образования на русском языке всегда была и является одной из главных в деятельности КСРСЭ и других общественных организаций российских соотечественников Эстонии.

Не получится ли на самом деле так, что, в случае окончательной победы реформаторов от образования, Россия перестанет признавать русскоязычных ребят в качестве абитуриентов русской гимназии. Шестьдесят процентов – это больше половины объема пройденного, и можно сомневаться в том, на каком языке на самом деле получено образование.

«Давайте решать проблемы по мере их поступления. На сегодняшний день российские вузы не предъявляют таких требований по отношению к абитуриентам с российским гражданством или поступающим по программе поддержки российских соотечественников», – пояснили в посольстве.

Комментарии
Copy
Наверх