В никуда с бородою, надцатого мартобря...

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Брошу всё, отпущу себе бороду и бродягой пойду...»
«Брошу всё, отпущу себе бороду и бродягой пойду...» Фото: Scanpix / Postimees

Не прошло и полгода с появления нового правительства, в котором Март Лаар стал министром обороны, как бородатый историк объявил о том, что уйдет с поста председателя партии IRL.

Уйдет не сразу, а в январе 2012 года, когда должны состояться перевыборы главы партии. В письме однопартийцам Лаар объявил о том, что не собирается баллотироваться на этот пост, потому что пришло время, так сказать, дать дорогу молодым. Лаар покидает кресло председателя своей партии не впервые, но подобное заявление делает, кажется, в первый раз за всю свою долгую политическую карьеру. На вопрос, почему уходит Лаар, можно дать три ответа.

Эволюция или смерть?

Версию первую, альтруистическую, излагает, например, Марко Михкельсон, депутат от IRL (образованной, напомним, в 2006 году путем слияния партий Союз Отечества и Res Publica). Михкельсон полагает, что ничего особенного не происходит: «Это абсолютно нормальный процесс. Во всем мире так и происходит: один глава партии уходит, другой приходит на его место. В уходе Лаара ничего странного нет. Другой вопрос, что в Эстонии есть господин Сависаар, который может оставаться главой Центристской партии хоть сто лет...»

Похожего, но несколько иного мнения придерживается депутат-реформист Игорь Грязин: «После выборов начался следующий избирательный цикл, партия перестраивается, надо дать новым людям возможность развиваться... Март Лаар – сильная фигура, я уверен, что он все просчитал. Его уход – часть процесса, который носит эволюционный характер. Партии рождаются, взрослеют, работают, старятся и уходят. Та идеология, с которой Март Лаар в конце 80-х пришел в политику – так сказать, этнографическая идеология, – уже умерла...»

Так возникает вторая версия событий: Лаар уходит ввиду невостребованности идеологии прежнего Союза Отечества, которую Грязин осторожно назвал «этнографической» и которая по сути является националистической. «Правоконсервативный флер, который когда-то ассоциировался с эстонским патриотизмом, уходит, – развивает свою мысль Грязин. – IRL превращается в чисто менеджерскую структуру, не имеющую под собой никакой идеологии. Выражаясь метафорически, в эти мехи можно влить любое вино. Поэтому, кстати, в перспективе IRL может заполучить и русские голоса. С другой стороны, можно говорить и об ослаблении партии. IRL – партия ностальгии: поющая революция, сине-черно-белые знамена, народные костюмы... Это сейчас уже не актуально. Двадцать лет назад национальная одежда означала принадлежность к культуре, а сегодня это элемент дизайна. На смену национальной идее пришла технократия».

Два больших крыла им любовь дала

Со второй версией тесно перекликается третья, конспирологическая: не Март Лаар уходит – его уходят с поста главы партии, поскольку IRL давно уже контролируется не «отечественным» крылом, а «республиканским», прагматично настроенными популистами-технократами во главе с Кеном-Марти Вахером.

«По моему мнению, Лаар отказывается от участия в январских выборах главы партии потому, что у него нет достаточной поддержки среди членов IRL, – считает Кадри Симсон, член правления Центристской партии. – “Республиканское” крыло лучше умеет собирать своих людей на ежегодные собрания. Тынис Лукас рассказывал о том, как перед прошлым собранием в партию приняли сотню человек, которые пришли и проголосовали так, как было нужно генеральному секретарю. Вопрос о новом главе партии решит Кен-Марти Вахер. Если он сам захочет занять это место, то организует и голосование. Если пока не захочет, то, видимо, поддержит Юхана Партса. IRL превратится в Res Publica».

На то, что именно эта версия отражает реальность, указывает и внутрипартийное сопротивление «отечественной» группы «людей в свитерах» («kampsunid») во главе с Тынисом Лукасом. «Свитера» (символ оппозиции) не желают сдаваться без боя, но Кадри Симсон уверена, что шансов у них нет, как и у партии в целом: «Обманутые “отечественники” могут уйти из политики и организовать клуб по интересам или поддержать новую партию, связанную с именем Индрека Таранда. Поддержка IRL будет падать – в долгосрочной перспективе народ популистов не поддержит».

Но Март Лаар будет в это время далеко. Возможно, даже в Брюсселе. Лаар – опытный политик, проигрывать он не любит, и если нельзя не уйти, уйдет образцово.

«Реформисты в интриге не участвуют, – заверяет Игорь Грязин. – Кто бы ни возглавил партию, пока нет разногласий по коалиционному договору, все в порядке. Они все симпатичные ребята, с ними нормально работается. Никто не тянет одеяло на себя. Идет нормальное управление государством».

Комментарии
Copy
Наверх