Советология как третья продажная профессия

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Гансвинд
Игорь Гансвинд Фото: Из личного архива

Про первые две продажные профессии мы все знаем. Похоже, в московском политическом климате комфортно себя чувствуют и представители вроде бы уже полузабытой советологии. Если кто не помнит, это были такие аналитики, которые в XX веке, ввиду отсутствия интернета, пытались понять, что происходит в СССР, собирая обрывки информации из газет и изучая доклады шпионов из московских посольств. Результаты этой глубокомысленной деятельности пользовались определенным спросом в Госдепе и в ЦРУ, но большинство таких аналитиков из числа иммигрантов цинично зарабатывало себе на хлеб с маслом, не утруждая себя и своих заказчиков ни проницательными изысканиями, ни содержательными выводами.

И хотя сегодня скорость передачи политической информации возросла неимоверно, качество ее переработки осталось на уровне прошлого века. Может быть, даже ухудшилось. Впрочем, в качестве объяснения всеобщей торопливости стоит всего лишь задаться одним единственным вопросом. А каков вообще сейчас горизонт прогнозирования социальных, экономических и политических реалий? За примерами далеко ходить не надо.

Эпохальное предложение «пока еще президента» Медведева, сделанное им «пока еще главе правительства» Путину, закрепило за первым историческую роль местоблюстителя. Но так называемые «аналитики» ведь до последнего гадали на кофейной гуще! То отправляли эту «хромую утку» в Правое дело, иначе к чему весь этот сыр-бор с Прохоровым, чье огромное лицо до сих пор с немым укором взирает на все происходящее с огромных плакатов? То выстраивали сложные логические комбинации, сами же плененные содержанием этих многоходовок. Юргенс, например, проспорил ящик коньяка публицисту Быкову. Так был уверен бедняга, что Медведеву разрешат все-таки второй срок.

По Кудрину такая же ситуация. Не успели все еще обмусолить тайные причины отлучения Прохорова от комиссии при президенте РФ по модернизации, как на этой же самой комиссии сцепились Медведев и Кудрин. Казус Прохорова всеми был мгновенно забыт и страдалец из медийного пространства моментально выпал вместе со своим Ё-мобилем. Кудрин же по поводу своей отставки собрался было бежать советоваться со своим непосредственным шефом. Но Медведев его мгновенно осадил, напомнив кто на заседании «все еще» президент и что он и сам может посоветоваться со своим шефом, не привлекая в этот интимнейший процесс Кудрина. Последний, таким образом, получил неоценимый аппаратный и жизненный опыт, за что и рассыпался в благодарностях.

И ведь снова никто ничего не понял. То сам Кудрин утверждает, что еще в феврале собирался покинуть Белый дом. То Медведев выдвигается к военным на учения и самолично в качестве «пока еще главнокомандующего» уверяет, что военные расходы тратятся с умом. Но если они тратятся с умом, то Кудрина вообще-то надо награждать, а не увольнять! А увольнять с треском и с уголовными делами как раз надо бы другого министра, Левитина, у которого самолеты не взлетают и прогулочные суденышки на речке тонут.

Тем не менее, уже на следующий день из кабинета Кудрина выносили вещи, Левитин как бы не при делах, тандемное братство скреплено очередным жертвоприношением, а советологи чешут в затылках, пытаясь постичь непостижимое и объяснить необъяснимое в новоявленном Политбюро.

А тут как раз подоспело стремительное исключение Марата Гельмана из Общественной палаты, пермяки собрались было громить современное искусство и синагогу, так что советологам  вновь на целый день было чем заняться. Ходили слухи о ссоре галериста с неким влиятельным «Васей»…И хотя может быть Якименко и не приложил рук к этой отставке, конспирологи торжествовали.

При всем этом разгуле невероятных событий как-то незамеченным прошло сообщение телеведущего Владимира Соловьева о новых проблемах в Гнесинском музыкальном училище. Никита Белых вывесил проект областного бюджета и недоуменно жаловался, что содержательного анализа финансового состояния Кировской области от сочувствующих блоггеров и аналитиков так и не дождался. Кургинян вбросил тонкую мысль о социальном регрессе в стране, когда наблюдается переход от несостоявшегося капитализма к феодализму и от феодализма к рабовладению. И ведь он прав. В российских моногородах давно уже феодализм, а в некоторых районах Кавказа процветает торговля заложниками и рабство. И снова эта серьезная тема мало кого заинтересовала.

Ускорение информационного обмена, похоже, приводит к упрощенному пониманию происходящего. А, может быть, при внешней мишуре ничего серьезного-то в России и не происходит? Что-то не слышно о новых высокотехнологичных заводах, о восстановлении науки или о кардинальных решениях по развитию одаренных детей. Системной работы на будущее не видно или она глубоко упрятана от назойливых глаз и ушей веселящихся отрыжками политической клоунады московских интеллектуалов. Впрочем, может быть рано еще инновации-то внедрять. Вот новый губернатор Санкт-Петербурга попросил 5 миллиардов рублей на решение проблемы пресловутых сосулей. Какая уж тут модернизация. С сосулями бы разобраться. Зима на носу.

Ну и не забыть обсудить перспективы перемещения Медведева на место Путина. Путина на место Медведева. Кудрина - в «Правое Дело». Гельмана  -в Министерство финансов. Прохорова - подальше в Пермь на развитие культуры. Все фигуранты последней недели будут снова ужасно заняты.

Комментарии
Copy
Наверх