Власть № 4: понюхай парламентскую портянку – и заколдобься!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Что изменится, если нарисовать на этих матрешках Ильвеса и Ансипа?
Что изменится, если нарисовать на этих матрешках Ильвеса и Ансипа? Фото: Scanpix / Postimees

На этой неделе эстонские СМИ печалились о спасательных вертолетах, которые не хотят летать, о Палестине, которая хочет независимости, и о России, которая хочет Путина.

Некоторое количество слов было замолвлено и о Русском театре. В частности, на портале Delfi Прийт Хыбемяги в статье «Русский театр на коленях перед властью» обвинил прибежище муз в том, что оно не ставит пьесы о социальных проблемах, которые волнуют местных русских. «Даже в 80-е годы эстонские театры были куда более социальными, чем Русский театр сегодня. Зрители должны были уметь читать между строк... Может быть, теперь эстонцам это умение уже ни к чему, но русским оно нужно».

Как известно, эзопов язык используется там, где о проблемах нельзя говорить открыто. То есть Хыбемяги признает, что наша власть замалчивает проблемы русских? Видимо, да, ибо автор констатирует буквально следующее: «Почему Русский театр молчит?.. Одна из причин – потому что боится. Прежде всего – неприятностей со стороны властей, которые могут косо посмотреть на критику в адрес подхода к истории или положения русскоязычных и наказать театр, уменьшив финансирование». Это не вина театра, пишет Хыбемяги, и с ним нельзя не согласиться. Но только чья же это вина? Увы – нет ответа.

Справедливости ради добавлю, что социальная постановка по Хыбемяги – «моноспектакль про не говорящего по-эстонски русского, который депортировал эстонцев и ныне оценивает свой жизненный путь». Реакцию русской публики на такой спектакль представить несложно. А рискни Русский театр поставить что-нибудь про русского, который выучил эстонский, но как был, так и остался для многих эстонцев инородцем, мигрантом и оккупантом, – боюсь, дни театра точно были бы сочтены.

Упорядочивающий Путин

Достаточно скромная реакция последовала на известие о том, что в президенты России вновь хочет податься Владимир Путин. Редакторская колонка Postimees отмечает, что этого следовало ожидать: «По меньшей мере для соседей России согласие Путина вновь стать главой государства не стало сюрпризом». Без колкостей не обошлось: обмен любезностями между Путиным и Медведевым напомнил редакторам газеты басню Крылова про кукушку и петуха. Находит газета в Путине и плюсы. «В известном смысле его возвращение носит “упорядочивающий” характер», ведь до сих пор было неясно, кто кем управляет, а теперь Медведев и Путин встали на свои места.

Газета констатирует: перед Россией стоит ряд больших проблем, в частности, «взрывной рост пользователей сети Интернет. Раньше власть с легкостью контролировала инфопоток, а теперь, в эпоху социальных сетей, это практически невозможно. Кремль опасается по аналогии с “арабской весной” получить “русскую весну” – надо думать, небезосновательно». Вот это, замечу, вряд ли: Интернет, наоборот, дает потенциальным диссидентам выпустить пар, и кто что пишет в Сети – давно уже не волнует вождей ни в России, ни в Эстонии, ни где-либо еще.

Зоркий Глаз смотрит на тебя

Такое невнимание к России обусловлено, видимо, положением в родных пенатах. Eesti Päevaleht публикует сенсационную колонку Рейна Сикка «Парламент уничтожает эстонское государство». Сикку стыдно за депутатов, у которых с 2012 года поднимается зарплата (на 246 евро). «Парламент – в идеале собрание самых умных, честных и справедливых людей – похож на портянку, которая собирает всю грязь, скопившуюся на душе... В людях углубляется недоверие, укрепляется пессимизм, у них возникает депрессия, они пакуют чемоданы и с негодованием бегут из страны». Всё как в анекдоте: на третий день индеец Зоркий Глаз заметил, что в тюремной камере нет стены. Насколько надо быть далеким от народа, чтобы только сейчас заметить, что в этой нашей стране происходит что-то странное?

О, сколько открытий чудных делают в эти дни эстонские журналисты и колумнисты! И какие смелые слова они говорят! На портале Delfi Хенн Пыллуаас, возмущенный тем, что Эстония отдаст в европейский Стабфонд то ли 2,5 миллиарда евро, то ли все 12 миллиардов, пророчит «рост инфляции, налогов, безработицы, уменьшение социальных гарантий, бедность и вечное рабство нашим детям, внукам и правнукам... Эстония должна сказать этому сумасшествию нет». Что автор имеет в виду? Опять нет ответа. Неужто в Эстонии уже самоорганизуется подполье патриотов?

Георг Кирсберг на том же портале выражается еще смелее: Эстония оккупирована духовно, «20 лет назад мы предпочли быстро променять свободу на зависимость от кредитов и иностранного капитала. Вместо того чтобы восстановить кооперативную экономику и банковское дело, мы позволили зарубежным коммерческим банкам стать нашими господами. Вместо того чтобы восстановить сельское хозяйство, мы превратили Эстонию в страну-импортера... Гражданской смелости в Эстонии нет, о проблемах в открытую говорить никто не осмеливается». Что-то отсюда явно следует, но что?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх