Власть № 4. Потому что dalše nekuda!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Как ни хочет Эстония быть подальше от России, до нее через Нарову буквально рукой подать.
Как ни хочет Эстония быть подальше от России, до нее через Нарову буквально рукой подать. Фото: Scanpix / Postimees

На этой неделе эстонские СМИ интересовались библиотечной реформой, количеством мяса в колбасе, способами ухода Ансипа с должности премьер-министра, а также – постольку-поскольку – проблемами русских в Эстонии.

В Eesti Päevaleht директор Нарвского колледжа Катри Райк вопрошает: не останется ли Нарва «русской деревней на границе с Европой»? Когда в начале ноября обсуждалась стратегия развития Ида-Вирумаа, рассказывает Райк, собралось полсотни человек, среди которых было несколько русских и всего три нарвитянина, причем двое из них – «варяги», то есть переехавшие в Нарву эстонцы. Между тем в Ида-Вирумаа на одного эстонца приходится пять русских, а в Нарве из 60 тысяч человек по-эстонски дома говорит лишь пара тысяч. «Ясно, что стратегия развития получилась неуравновешенной». Говоря о развитии нашего самого восточного города, Райк приходит к неутешительному выводу: «Не должно быть невидимой стены, отделяющей Нарву от остальной Эстонии. Иначе Нарва обречена остаться расположенной на границе с Европой русской деревней, где живут в основном дружелюбные babuški и еще немного dedušek».

Подальше от России

Время наступило странное: пишут либо о библиотеках, как будто наполнение этих учреждений легким чтивом есть главная проблема Эстонии, либо о том, что вот-вот наступит Апокалипсис – либо в Европе, либо в отдельно взятой Эстонии. Полутонов почти нет. В любом случае можно ничего не делать, потому что если все хорошо, делать ничего не нужно, а если все пропало, что уж тут сделаешь?

Крупными мазками пишет картину «Умирающая Эстония» Мати Вяэртныу на портале Delfi: «Вместо того, чтобы развивать свое государство, мы все время бежали в тени прошлого. Вся наша сознательная госполитика преследовала лишь одну цель – быть подальше от России. При этом нам отказали и здравый смысл, и логическое мышление. Остались только связанные с прошлым эмоции. Теперь мы должны признать: меры, принятые для защиты от России, навредили нам куда больше, чем навредило или могло бы навредить любое вторжение с востока. Мы забыли наших детей. Нашим идеалом стали деньги, а не народное единство...» Далее Вяэртныу опасается, что в конечном итоге Эстония станет всего лишь одним из Соединенных Штатов Европы – и окончательно потеряет себя.

Что проблема России отходит на задний план перед проблемой ЕС – очевидно и из опубликованного на том же портале мнения «Европе капут!» заядлого националиста Марта Хельме, который в связи с европейским кризисом неожиданно переходит на русский язык и характеризует ситуацию так: «Потому что – по-русски – dalše nekuda!»

Пять путей премьера

На другом конце спектра – оптимисты вроде Кайре Тальвисте, которая предлагает в Eesti Päevaleht не сравнивать Эстонию с Финляндией, как это делают сплошь и рядом (и Эстония отчего-то все время проигрывает). Пафос мнения Тальвисте заключается в старом добром принципе «у нас все хорошо, нам ничего не надо»: «Мне нравятся эстонцы, мне нравится это маленькое храброе эстонское государство, которое сумело сохранить на протяжении истории свою суть и свое лицо. Да, верно, иногда жизнь трудна и это злит, но трудности есть у всех, они просто разные». Надо думать, этими словами утешатся все те, кому трудно. Аминь!

Янек Мягги на портале tarbija24.ee проповедует новую религию, которую, если колумнисту повезет, назовут однажды мяггианством: «Возлюби деньги, ибо если сможешь ты делать деньги (читай: нравиться людям), понравишься ты и теще, и тестю, и свекрови, и свекру, и жене, и друзьям. Ибо самое важное – нравиться людям». Жаль, Мягги не сообщает нам, где же честные люди делают деньги в разгар экономического кризиса. Называется мнение этого изумительного автора «Мужик без денег – никакой не мужик!» Ну еще бы. Сам Мягги, надо думать, мужик хоть куда.

В пику эскапистским разглагольствованиям Урмо Соонвальд на Delfi убийственно конкретен: он приводит пять сценариев ухода Андруса Ансипа со своего поста. Проблема в том, что отдельным представителям интеллигенции (и если бы только им!) Ансип успел надоесть хуже горькой редьки: как-никак шесть лет в кресле премьер-министра. Соонвальд цитирует журналиста Прийта Хыбемяги: «Сколько можно закрывать глаза на недовольство народа?» Что до сценариев, они таковы:

(1) Ансип уходит сам, как Тони Блэр в 2007 году (не бывает);
(2) Ансип проигрывает выборы 2013 или 2015 годов вместе с партией (реформисты достаточно сообразительны, чтобы этого не допустить);
(3) у Ансипа появляется конкурент внутри партии (сейчас такового нет);
(4) падает рейтинг партии и Ансипа приносят в жертву (до этого еще дожить надо);
(5) в Эстонию приходит еврокризис (как только нас обязывают платить в еврокассу, правительство уходит в отставку; впрочем, где гарантия, что оно куда-то уйдет?).

Прогнозы неутешительны. Революции ведь ждать тоже неоткуда. Как пела группа «Сплин»: «Остаемся зимовать...»

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх