Власть № 4: матушка Россия спешит на помощь

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Матушка Россия в виде президента Медведева (в виде исключения – без кнута) и ее непослушные дети в виде президентов Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и других.
Матушка Россия в виде президента Медведева (в виде исключения – без кнута) и ее непослушные дети в виде президентов Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и других. Фото: Scanpix / Reuters

На этой неделе эстонская пресса писала о зловещем переводе серверов «Сведбанка» в Швецию, о вызволении нашего пилота из таджикской тюрьмы, о новом бюджете и старой безработице, а также о войне с Россией, для которой нас слишком мало.

В Eesti Päevaleht экономический географ Хардо Аасмяэ спорит с тем, что в Эстонии мало народа. «Нас мало – для чего? Для войны с Россией. Но мы же не собираемся воевать с Россией. Если надо будет воевать, то и 15 миллионов не хватит. На густонаселенной местности как следует не повоюешь. Жертвы среди гражданского населения будут большие. Леса срублены, болота осушены. Надо сразу сдаваться, как голландцы сдались гитлеровским войскам в 1940 году». Статья – совсем не о российско-эстонской войне, но что возможность такой войны допускается столь здравомыслящим человеком, как Аасмяэ, уже говорит о многом.

Все граждане равны, но некоторые – равнее

Очень по-разному прореагировали СМИ на известие о том, что наш гражданин, пилот Алексей Руденко, попал по сомнительному обвинению в таджикскую тюрьму на пару с российским коллегой. Яанус Пийрсалу из Eesti Päevaleht видит в ситуации с Руденко шанс для улучшения отношений с Россией, благо, пишет он, Россия может воздействовать на Таджикистан и пряником (дружба с РФ и лично с тандемом), и кнутом (высылка таджиков из России, запрет на денежные переводы в Таджикистан, цены на нефть). Мнение же Эрика Ранда «Позор эстонской дипломатии» в EPL неожиданно посвящено не Руденко, судьбой которого МИД, по общему мнению, интересуется слабо, а тому, что эстонские граждане не могут без визы попасть в Бразилию и Таиланд. Надо думать, это актуально.

Зато в Postimees Нильс Нийтра просит Паэта «не обижаться», после чего режет правду-матку: «Что у нас общего с СССР? Ответ прост: матушка Россия. Русские умеют обращаться с таджиками. Мне очень понравилось, как российские власти стали хватать таджиков и отсылать их на родину. Матушка Россия схватила ремень и попросту высекла это полугосударство. Здесь не поможет немецкое посольство... Здесь поможет чисто русский удар кнутом. Будем надеяться, что Медведев вызволит из таджикской тюрьмы нашего Руденко».

Не слишком сдержанно реагирует и портал Delfi: «Теперь у нас есть повод думать, что не все граждане Эстонии могут надеяться на равную защиту со стороны государства» – достаточно сравнить реакцию госаппарата на похищение велосипедистов в Ливане и на арест Руденко. «Данное задним числом объяснение, мол, гражданин должен был сам попросить о помощи, неубедительно... Мы надеемся, что власти Эстонии, помогая своим гражданам, не будут делать различия между Ивановым и Таммом. Помощи заслуживают все граждане независимо от происхождения». На что глава МИДа Урмас Паэт разразился большой отповедью в том духе, что упреки напрасны, ибо мы делаем все возможное.

Молодежь, куда идешь?

Куда больше Eesti Päevaleht интересует тема безработицы, особенно среди молодежи. «Куда девалась пылкая молодежь?» – вопрошает Андрес Эйларт. Зарегистрированных безработных все больше, 7,2 процента от трудоспособных людей не имеют работы только по официальным данным. «Во время бума все выглядело таким простым. Они учили то, что казалось более легким, удобным, общим. Теперь люди с образованием менеджера претендует на должность секретарей. Пару лет назад им даже в голову не приходило, что такое может быть...» Но и «пылкая молодежь» никуда не делась, так что, уверен Эйларт, через пять лет бум возвратится.

Редакторы Delfi считают, что 44 тысячи долговременных безработных (из 77 тысяч не имеющих работы) – это «дорогое позорное пятно на лацкане правительства». «Надежды этих людей когда-либо снова найти работу тают с каждым днем... 28 тысяч человек остаются безработными свыше двух лет... Финские аналитики пришли к выводу, что чем дольше человек сидит без работы, тем менее вероятно, что он найдет работу обычными средствами... Правительство Эстонии должно собраться с мыслями и спросить себя: так ли богата наша страна, чтобы допустить превращение каждого десятого трудоспособного жителя в пассивного безработного? Это ведь не только унизительно, но и дорого обходится всем нам». Если ответ будет «нет», продолжает портал, надо вытащить голову из песка. «Государству и самоуправлениям следует вмешаться в ситуацию (на что опять-таки нужны деньги)».

Айн Аавиксоо на страницах EPL уверяет, что «слухи о смерти социального обеспечения сильно преувеличены», но из дальнейшего пересказа доклада центра политических исследований Praxis этот вывод не следует. Если пенсионную систему не изменить, вскоре все доходы от налогов придется направлять на пенсии, а деньги на медицину – искать где-то еще. «Увеличение индивидуальной ответственности мотивирует людей вести более здоровый образ жизни» (читай: лечить нас будут меньше и задорого, и мы вдруг станем здоровее), но «доступность медицинских услуг может уменьшиться», и «лучшего решения тут нет». Куда ни кинь – всюду натыкаешься на несъедобные плоды политики дорогого правительства.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх