Власть № 4. Кочевое быдло против четырнадцати падежей

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Чем русские в Эстонии схожи с необразованными кочевниками? Правильный ответ: всем!
Чем русские в Эстонии схожи с необразованными кочевниками? Правильный ответ: всем! Фото: Scanpix / Reuters

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали положение в детских садах (ужасное), ситуацию в экономике (трагическая) и умственное состояние инородцев (глупы-с!).

Портал Delfi опубликовал мнение лошадницы Кати Саары Ватманн в защиту образования на русском языке. Проблема, говорит автор, в том, что инородцы не способны учиться ни на каком языке, кроме родного. Ватманн приводит слова финки Элины Аро-Ояпелто: человек, мол, обязан учиться на языке страны, в которой живет. «Но! Госпожа Элина происходит из благородной семьи и получила не одно высшее образование. А значит, сравнивать ее с нашими инородцами нельзя».

Потому что, как сообщил Ватманн некий здешний русский интеллектуал, «Сталин почти искоренил настоящий русский народ, из-за чего с востока натекло татаро-монгольское иго и потомки Чингисхана породили русского с советским менталитетом. Он всегда готов стать солдатом или рабочим на заводе... Партийный стадный менталитет, парады и митинги – это признак кочевников... Они очень энергичны, но в основной массе, мягко говоря, не слишком интеллигентны». Это, если кто не понял, мы с вами.

«Образование на родном языке – продолжает Ватманн, – это единственная возможность что-то объяснить ограниченному уму и достичь хоть какого-то взаимопонимания. Да, Закон о языке – хорошая штука. Конечно, можно поднапрячься и даже человека с низким IQ научить нашим четырнадцати падежам и бесконечным исключениям... Но кому это надо?» Ватманн напоминает о том, как ощущали себя предки эстонцев на латинских мессах, на немецких мызах и в русских школах.

«Оскорбление, унижение, упрямство – и бунт... И в необразованных сердцах инородцев-кочевников цветут те же чувства. Бесхитростный кочевник не станет напрягаться из-за непонятного языка – с друзьями и в кругу семьи он говорит на своем, родном... Дети кочевников и так не в восторге от учебы, а если заставлять их учиться на эстонском, они точно выйдут на улицы... Наркотики, преступность, СПИД... Хотим ли мы, чтобы дети инородцев начали в нашем языке и нашей культуре видеть общего врага?» И далее: «Все-таки понимать и учитывать чувства, логику и нужды другого народа или животных – будь то собака, лошадь или овца, – это признак великодушия и благородства».

А ведь здешние русские с ограниченным умом и постыдно низким IQ – хоть и стадо по менталитету, но все-таки немного понятнее благородным интеллигентным эстонцам, нежели овца или даже собака. Спасибо вам, госпожа Ватманн, вы очень точно указали русским на их место в вашем обществе. Простите, что такое скудоумное быдло, как я, посмело прочесть на эстонском вашу великодушную статью.

«Кто виноват?» или «Что делать?»

Трагическая гибель ребенка в детском саду вызвала самые разные реакции. В Eesti Päevaleht Кюлли-Рийн Тигассон видит корень зла в том, что «в детсадах воспитателей меньше, чем нужно. В Финляндии в яслях должен быть по меньшей мере один воспитатель на четырех детей, в старших группах – один воспитатель на семеро детей. В Эстонии, чтобы сэкономить деньги, число воспитателей свели до минимума. Группа, за которую отвечают воспитатель с помощником, может насчитывать до 24 детей». А когда помощник занят уборкой или накрывает на стол, за 24 ребенка отвечает один человек. Солидарна с Тигассон и Аннели Аммас из Postimees. «Только ни в коем случае не уводите разговор от конкретных решений в область политических споров – кто кому сколько денег не дал. Это некрасиво, так не делается!»

Валло Тоомет, напротив, заявляет со страниц EPL, что «политическую ответственность» за трагедию должен взять на себя мэр Таллинна. «Все знают о положении в столичных детсадах, а деньги на них не выделяются. Детсадам город предпочитает идеологию, например, телеканал Tallinna TV... Какая катастрофа должна произойти, чтобы горуправа и горсобрание поняли, что детсады недофинансируются?»

А власть молчит

Прийт Симсон в Eesti Päevaleht сетует на бездействие правительства: «Министр образования Яак Аавиксоо считает, что зарплату учителям должны поднимать самоуправления... Глава финансовой комиссии парламента Свен Сестер полагает, что это проблема школ. Есть и третья идея: зарплату учителям могут поднять другие учителя, ушедшие с работы». Но учительская зарплата – дело государства, считает Симсон.

В той же газете опубликовано мнение Ристо Вяхи, аналитика бюро агентства недвижимости. Вяхи пугает тот факт, что эмиграция достигла критических пределов – и недвижимость дешевеет. «Я не политик и не знаю, как решать проблему. Но если ничего не делать, мы попадем в такую дыру, что выбраться будет очень сложно... Если бы власти просто показали, что им это небезразлично, дела пошли бы лучше».

Неутешительный диагноз ставит экономике и профсоюзный деятель Юри Лембер. «Для стабильного развития рыночной экономики жизненно необходимы действующие профсоюзы, – пишет он на Delfi. – Они будут нужны до тех пор, пока есть алчные работодатели, которые гонятся за неадекватно быстрой прибылью и не считаются с рыночной стоимостью рабочей силы, то есть, если мы говорим о капитализме, – всегда». Однако и тут власть безмолвствует.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх