Власть № 4. Сине-черно-белые оборотни

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Отчего Сергей Метлев назвал таллиннского вице-мэра Михаила Кылварта (на снимке) некомпетентным политруком?
Отчего Сергей Метлев назвал таллиннского вице-мэра Михаила Кылварта (на снимке) некомпетентным политруком? Фото: Scanpix / Postimees

На этой неделе эстонские СМИ сосредоточились на русской зиме, европейском раздоре, эстонской коррупции, но и нас с вами попрекнуть не забыли.

Речь о колонке Прийта Симсона «Молчащие русские Эстонии» в Eesti Päevaleht. Если вы думаете, что она о русских, которые молчат о собственном положении в этой самой Эстонии, вы слишком наивны. Симсон упрекает вас и меня совсем в другом.

Мис Венемааль тоймуб?

«Что думают русские Эстонии о происходящем в России? – вопрошает Симсон. – Есть ли у них вообще свое мнение? Что-то его не слышно... Здешний русский политик мямлит на местные темы – и не говорит ничего ни за, ни против режима. Не говорит ничего... Собственно, местные русские ничем не рискуют. Но критики нет. Русский Эстонии более верен российской власти, чем русский России». Верно, Симсон – первый в мире человек, умеющий читать мысли: он точно знает, что молчание означает верность. Телепатия – это серьезное достижение. Без дураков. А может, это он о результатах выборов здесь, тогда это оправданный вывод?

«В каком-то смысле это ожидаемый результат, – продолжает Симсон. – Выбирая между либеральной демократией и национализмом, диаспора выбирает национализм, а то и ура-патриотизм». Далее вас и меня сравнивают с судетскими немцами, которые в 1930-х вложились в кровавый раздел Чехословакии. Винит Симсон центристов и российское ТВ, а местных русских политиков именует «марионетками». Журналисту не приходит в голову, что молчать можно по очень простой причине: если ты не считаешь себя настолько умным, чтобы иметь веское мнение по любым поводам.

Митинг на Болотной площади для эстонских СМИ – тема важная. «Стоит напомнить, – вещает Delfi, – что для 13-миллионной Москвы 80 тысяч протестующих – все равно, что для Таллинна 2500 человек. Земля еще не трясется, но не обратить внимания нельзя». Портал сравнивает грядущую русскую зиму с «арабской весной», находя там и тут общие черты: полуавторитарный строй, физическое и духовное преследование инакомыслящих, СМИ под контролем правящей группы, концентрация протестующих в Интернете. Впрочем, у последних нет ни вождя, ни общей идеи, а массы столь апатичны, что русская зима рискует обернуться пшиком. Рядом автор книги о России и жена корреспондента ЭТВ в Москве Манона Парис проводит параллели уже с фильмом «Миссия невыполнима 4» с его слоганом «Плана нет. Помощи нет. Выбора нет»: «Маячит ли впереди счастливый конец? Я бы хотела очень сильно надеяться на то, что свет в конце туннеля – это не мчащийся на полной скорости поезд».

Война политрука Кылварта

Будоражит колумнистов и наш скандал с видами на жительство, проделавший брешь в «Титанике» партии IRL. О чем ей не устают напоминать со всех сторон. На Delfi кто такой? Алар Судак пророчит IRL будущее «кладбища политических трупов патриотов». Писатель Андрус Кивиряхк в Eesti Päevaleht вспоминает сказки о подмененных мужиках: съест голодный дух в лесу мужичий труп, обернется мужиком, вернется на хутор и велит: «Зарежьте лошадь – и на стол ее, я есть хочу!» Такое превращение, считает Кивиряхк, совершилось с оскандалившейся IRL, да и остальных как подменили: «Сдается мне, что наши партии утратили нечто принципиальное. Назовем это преемственностью». Когда сын наследует отцу, это нормально, а когда отцу наследует оборотень, которому лишь бы жрать да жрать, дело табак. Молодых политиков Кивиряхк сравнивает с китайцами, которые все на одно лицо. Опять достается Сависаару, но с оговоркой: «После скандала с IRL я уже не могу сказать, кого хотел бы видеть в Таллиннской мэрии».

Младополитик Сергей Метлев на Delfi как раз атакует столичного вице-мэра Михаила Кылварта, чья «контора – штаб борьбы с эстонским языком». Метлев негодует: Таллинн критикует переход гимназий на эстонский, но ничего не делает для исправления ситуации. Впрочем, не так страшен Кылварт, как страшна была его предшественница Яна Тоом, которая «как стала вице-мэром, так столичная горуправа начала массово провоцировать напряжение в обществе в связи с реформой русской гимназии» – само собой, только для того, чтобы получить русские голоса и подружиться с единороссами. Чтоб вы знали: «русские школы и сами могут стать более современными» (теперь это так называется!) – но все портит «назначенный от горуправы некомпетентный политрук».

Помощь «политруку» может подоспеть с неожиданной стороны, о чем обмолвился в Postimees обозреватель Ахто Лобьякас. Словно бы упрекая Эстонию в том, что она в нынешнем евроспоре бросила отщепенку Великобританию и примкнула к континентальной Европе, Лобьякас замечает: «Это разумный выбор, но в итоге мы не будем распоряжаться своей судьбой... Первой жертвой бюджетного союза станет налоговая политика. Вероятно, рано или поздно нам укажут, как обходиться с национальными меньшинствами и в каких отношениях быть с Россией». Интересно, какие статьи будет писать Метлев, если это предсказание сбудется?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх