Страна вынужденных «тунеядцев»: у президента заело пластинку

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Президент Тоомас Хендрик Ильвес
Президент Тоомас Хендрик Ильвес Фото: Scanpix / Postimees

У господина президента опять заело пластинку. На этот раз граммофон застопорился на фразе «в СССР было ужасно». Глава государства утверждает, что «благодаря опыту СССР эстонцы легче пережили кризис».

«Эстонцы стойко перенесли сокращения во время экономического кризиса по той причине, что многие люди еще помнят трудности советского времени». «Опыт жизни при Советском Союзе помог легче пережить этот период. То время — по-прежнему в нашей исторической памяти». И вновь господин Ильвес обмишурился на страницах зарубежной прессы, а именно в журнале Ernst & Young. Видимо, потому, что память у него – только «историческая», а реальный опыт жизни в СССР отсутствует.

Господин Ильвес утверждает, что все эстонцы старше 25 лет помнят Советский союз и то, как это было ужасно. Он уверяет, что по сравнению с ужасами советского времени сокращения не были так страшны.

Почему «не были»? Можно подумать, что пора сокращений в Эстонии миновала? Куда там! Например, натуральный ужас обуял власти Кивиыли в связи с закрытием соседнего сланцевого разреза «Айду, в результате чего 290 человек остаются без работы. Грядут новые сокращения и у энергетиков.

То, что в советское время «в Эстонии не было ресторанов», уже сыграло определенную роль в отрицательном имидже господина Илвеса. Сколько возмущенных и издевательских комментариев появилось в Интернете под этим его заявлением! Теперь вот, «опыт жизни в СССР помог пережить сокращения».

Получается, что президент не только не знает того, какова была эта самая жизнь в СССР, но и понятия не имеет о том, что происходит в сегодняшней Эстонии, где молодые люди могут получить работу лишь по большому блату – если их друзья или родители обладают определенными связями. Причем, блат нужен отнюдь не для того, чтобы устроиться на престижную должность, а, чтобы получить хоть какой-нибудь источник самостоятельного существования. Дети же тех, у кого блата нет, или кто считает недопустимым для себя использовать связи в личных целях, вынуждены скитаться по биржам.

Что же касается безработицы в пресловутом СССР, история разваленной (не без помощи господина Ильвеса) страны имеет и такие страницы.

4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета СССР, как сообщает календарь памятных дат, принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».

С 1960-х годов в советской пропаганде иностранный термин «паразитический образ жизни» стал вытесняться русским термином «тунеядство» (согласно толковым словарям – жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье).

Лица, не работавшие в течение четырех месяцев в году, подлежали отныне уголовной ответственности, каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом на благо государства. В ускоренном строительстве коммунизма должны были участвовать все поголовно, а в отношении упорствующих решено было применять принудительный труд.

Статья 209 УК РСФСР («тунеядство») могла применяться и к нежелательным элементам. Первыми жертвами законов о тунеядстве еще в начале шестидесятых годов 20 века были поэт Иосиф Бродский, а также историк и публицист Андрей Амальрик, отбывавшие ссылку в Сибири по приговору суда. Неужели, господин Ильвес не слыхал об этом по своему родному Радио Свободная Европа?

Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей, – незамужних и бездетных женщин за тунеядство привлекали к ответсвенности. Кампания борьбы с тунеядцами особого результата не дала, хотя уголовная статья просуществовала 30 лет, до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и легализовавшего безработицу.

И вновь своим неуместным сравнением с «проклятым прошлым» господин президент спровоцировал ностальгические воспоминания людей, тех самых, которым за 25. Многие комментарии даже цитировать неловко – все же речь идет о главе европейского государства.

Сегодня 30-летние переживают чувство стыда за то, что жизнь заставила их сидеть на шее родителей-пенсионеров. Они тыкаются во все фирмы и фирмочки в поисках работы, пусть даже не по специальности, и везде им дают отлуп. Некоторые пытаются устроиться за пределами Эстонии, пусть даже на кабальных условиях. Мы же читаем о том, как живут в Финляндии строители из Эстонии. Получить работу в России могут только ее граждане, проживающие на территории Эстонии, а среди молодых безработных очень много «серопаспортников».

Приведу пример, основанный на собственном опыте. В 16 лет у меня возникли «разногласия» с родителями на почве того, что я не продолжил учебу в десятилетке, а пошел по специальности, которая им не нравилась, продолжая учиться в вечерней школе. Ушел из дому, а жить-то на родительские деньги юноше не позволяла гордость. Я в течение пары часов устроился учеником на оборонное предприятие, выпускающее, в том числе, и телефоны для подводных лодок. За полгода получил квалификацию и стал зарабатывать больше папы, продолжая учиться.

Сегодня, видя, как мытарится молодежь в поисках работы, как мучаются их родители, переживая за своих детей, ничего не остается, как поздравить «господина соврамши» с очередным пропагандистским выхлопом. А граждан Эстонии – с неординарным, даже, можно сказать, креативным, главой государства, в котором полно вынужденных «тунеядцев».
 

Комментарии
Copy
Наверх