Федор Лукьянов: «Грузинский вариант» в Эстонии невозможен

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Член Совета по внешней и оборонной политике РФ ходил по Таллинну без охраны.
Член Совета по внешней и оборонной политике РФ ходил по Таллинну без охраны. Фото: «Импрессум» / Евгений Заутин

Девятого февраля в Таллинне по приглашению международного медиа-клуба «Импрессум» выступил российский журналист-международник, член Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Большой конференц-зал Национальной библиотеки был забит до отказа, и те, кто пришел послушать Лукьянова, не пожалели: человек он весьма информированный и в то же время беспристрастный, не склонный, как политики, к острым метафорам и глобальным обобщениям. Может быть, именно поэтому гость «Импрессума» скорее констатировал проблемы мировой политики, чем предлагал варианты их решений. А проблемы эти, как мы знаем, нешуточные.

Крайне туманные перспективы

Так, неизвестно, во что выльется ситуация в Европе – «и дело не в греческих долгах, и не в Италии-Испании, которые принято сейчас называть неприличными аббревиатурами, – нет, дело серьезнее и глубже: эпоха европейской интеграции, которая началась в середине ХХ века, заканчивается». Цель, которую изначально ставили отцы-основатели ЕС, достигнута: крупная война в Европе невозможна, здесь царит прочный мир, залогом которому служат экономическая интеграция, единая валюта и так далее. Поставленной цели добились – а новой цели нет. Элиты уже не могут объяснить массам, зачем нужна сложнейшая конструкция ЕС, которую рядовому избирателю умом не понять. «Европа перед выбором, – сказал Лукьянов, – но пока еще не сформулированы варианты, из которых она должна выбирать». Пути европейского развития туманны: к глобальному «урезанию суверенитетов» ЕС пока не готов, между тем им неизбежно придется выбирать между единой экономической политикой и развалом Европы, какой мы ее знаем.

Европа давно перестала быть ключевым игроком на мировой арене и вынуждена конкурировать уже не только с США, но и с Китаем, и с Индией. Однако и у стран, которые в годы холодной войны играли ведущую роль, будущее отнюдь не светло. У Америки управлять миром в одиночку не получилось, «потому что управлять им не в состоянии никто». Россия, наследовавшая проигравшему холодную войну СССР, сумела удержать какие-то позиции, но конец постсоветской эпохи ставит страну перед распутьем: по какой модели развиваться? Российское общество меняется, о чем свидетельствуют митинги оппозиции (кстати, Лукьянов уверен в том, что никакой Госдеп за оппозицией не стоит, просто людям надоело видеть у кормила одни и те же лица).

«Парадокс в том, что митингующие хотят влиять на политическую повестку дня, но сами такой повестки не имеют: в одних рядах протестуют и фашисты, и либералы, и коммунисты, и люди без взглядов, и предложить какую-то единую программу они не могут». Если президентом вновь станет Путин, он неизбежно столкнется с требованием перемен, ибо «общество не будет терпеть отсутствие динамизма».

Танки сюда не придут

Отвечая на вопрос «ДД», насколько оправдан страх некоторых политиков, опасающихся того, что Россия однажды атакует Эстонию по грузинскому варианту, Лукьянов повторил ответ, который дал на тот же вопрос три года назад: «Если правительство Эстонии захочет решить социальные проблемы, например, Нарвы при помощи артиллерии, тогда – да, можно предположить, что Россия будет защищать соотечественников подобными методами. Но я ни при каких обстоятельствах не могу себе представить такой сценарий, так что аналогии с Грузией проводить нельзя».

Что до политики РФ в отношении соотечественников за рубежом, то гость «Импрессума» настроен скептически: «Мне не кажется, что у России есть какая-то четкая линия в этом вопросе. По сравнению с 90-ми годами, когда наблюдалась полная каша и было непонятно, кого соотечественники в России интересуют на официальном уровне и интересуют ли вообще, в последние годы предпринимаются определенные усилия по структурированию этого поля. До каких пределов Россия может дойти в защите соотечественников? О пределах тут, мне кажется, говорить не приходится. Опасения, будто Россия собирается использовать соотечественников как пятую колонну и те проложат дорогу русским танкам, не имеют под собой оснований. Дорогу танкам никто прокладывать не будет, тяга к такой экспансии если когда-то и существовала, сейчас ее в России нет. Россия сосредоточивается, думает о себе и своих внутренних проблемах, каковых много. Я надеюсь, что вопрос морально-политической поддержки соотечественников никуда не уйдет, но, честно говоря, ожидать резкого интереса к этой теме без особого повода не стоит. Россия будет в этом вопросе прагматична и сдержанна – как на деле она прагматична и сдержана во многих вопросах внешней политики по отношению к соседям...»

Комментарии
Copy
Наверх