Юбилей кражи гражданства

, Русский омбудсмен
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: ДД архив

Интернет у меня открывается страницей Rambler. Я с его помощью ничего не ищу, но он каждый раз предлагает мне три-четыре главные новости из Эстонии. Тут не так давно в качестве одной из главных новостей мне был предложен заголовок «Ансип рассказал об успехах».

Читать об успехах Ансипа в беге на роликах (а о каких еще?) я не стал, но задумался в стиле восьмидесятых: «Если бы директором (Ансипом) был я?». О каких успехах я бы тогда рассказал?

А ведь есть успехи, есть. И даже дата юбилейная подворачивается – целых двадцать лет прошло с тех пор, как эстонцы украли у инородцев гражданство Эстонской Республики. А эти олухи (мы) до сих пор не прочухались.

Двадцать лет – не шутка. Целое поколение по биологическому времени. Чем не успех?

Я мог бы быть и Сависааром

Двадцать лет назад, 26 февраля 1992 года, Верховный Совет Эстонской Республики принял решение «О применении Закона о гражданстве», которым постановил «Применить «Закон о гражданстве» Эстонской Республики в редакции, действовавшей на 16 июня 1940 года» – день, предшествовавший «оккупации». Причем это было не первое решение ВС ЭР – первое случилось 6 ноября 1991 года. Тогда ВС ЭР принял решение «О гражданстве Эстонской Республики» – «Считать необходимым применить «Закон о гражданстве» Эстонской Республики 1938 года». Пунктом вторым решения Правительству давалось поручение в течение трех недель представить законопроект о применении «Закона о гражданстве» ЭР 1938 года. Однако это поручение к сроку выполнено не было.

К концу ноября правительство вместо законопроекта разразилось обращением к партиям и политическим движениям по вопросу о гражданстве. Кто в этот момент вообще осуществлял власть в стране – непонятно, так как правительство тем самым взяло на себя откровенно политическую функцию.

Вот что содержалось в этом обращении, опубликованном в Rahva Hääl 23 ноября 1991 года: «Эстония стоит перед принципиальным политическим и правовым выбором. Наряду с подготовкой конституции надо решить вопрос о гражданстве, беспокоящий как эстонцев, так и инородцев. ВС ЭР выразил 6 ноября 1991 года мнение, согласно которому вопрос гражданства следует решать путем применения «Закона о гражданстве» ЭР 1938 года. Правительство ЭР сообщает о своей гораздо более радикальной позиции по этому вопросу. Правительство представит ВС свое решение вновь ввести в действие в полном объеме «Закон о гражданстве» 1938 года с 24 февраля 1992 года». Далее партиям, движениям и объединениям предлагалось в течение недели представить Правительству свои соображения по вопросу о гражданстве.

Глава правительства, напомню – Эдгар Сависаар. Может, погорячился я насчет Ансипа, и это не ему надо рассказывать об успехах? Хотя нам-то какая разница? В обращении же четко сказано: «эстонцы и инородцы».

Решение ВС ЭР – скандальное во всех отношениях. Начнем с того, что в компетенцию парламентов входит принятие, отмена и изменение законов, но никак не их «применение». Более того, общим принципом является то, что исполнению подлежат только опубликованные законы. Тот факт, что закон был опубликован более полувека назад, и текста его практически ни у кого нет, ВС ЭР не смутил, и следов новейшей публикации закона я найти не смог.

Неотвратительные документы

Ну а теперь – собственно о краже, потому что гражданство ЭР у нас именно что украли. Оппоненты (назовем воров вежливо так) часто презрительно говорят мне: «Нельзя украсть то, чего нет». На что я возражаю: как это – нет? Есть, точнее – было.

Восьмого мая 1990 года ВС ЭССР принял закон «О символике Эстонии», которым название государства Эстонская Советская Социалистическая Республика было заменено на Эстонская Республика. Соответственно, все граждане ЭССР стали гражданами ЭР. Так что украли у нас именно гражданство Эстонской Республики.

Кража – действие всегда «радикальное», так как преступное. И решимость на этот шаг эстонцы копили долго, полтора года. Интересно, что оправдаться «незнанием» у них тоже не получится – 26 сентября 1991 года ВС ЭР ратифицировал 28 международных договоров, среди которых оказались и несколько гуманитарных актов, в частности Конвенция о правах ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Казалось бы, сам дух международных документов и их содержание должны были отвратить эстонцев от принятия радикальных шагов в области гражданства.
Так, например, статья 8 Конвенции ООН о правах ребенка гласит следующее: «1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей идентичности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. 2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей идентичности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его идентичности». Да и часть 3 статьи 24 Международного пакта о гражданских и политических правах говорит о том, что «каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства». И т.д.

Но – не отвратил.

Закончить же этот «юбилейный» сюжет хотелось бы выдержкой из Rahva Hääl: «Метания комиссии по гражданству ВС, продолжавшиеся более года, закончились вчера весьма коротким решением. 64 голосами «за» и 14 «против» (воздержалось четыре) сочли нужным применить Закон о гражданстве 1938 года».

Так что успехи, конечно же, есть.

Комментарии
Copy
Наверх