Освободить условно. От налога

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Минимальная планка земельного по закону составляет 0,1%, максимальная – 2,5%. Первой, конечно, нет нигде, а самые маленькие ставки в 0,7% существуют в Пярну и Сауэ.
Минимальная планка земельного по закону составляет 0,1%, максимальная – 2,5%. Первой, конечно, нет нигде, а самые маленькие ставки в 0,7% существуют в Пярну и Сауэ. Фото: Scanpix/Postimees

Отмена… земельного налога – услужливо подсказывает мне поисковик Google сам, стоит только набрать в нем слово «отмена». Второй в рейтинге частоты запросов идет «отмена крепостного права». И как ни иронизировать на тему такого соседства, коль скоро выяснилось, что широко разрекламированное политиками обещание земельный налог как бы упразднить, закрепило за собой право, а точнее, обязанность, компенсировать неполученный доход местным самоуправлениям.

В нашей скромных размеров редакции приключился тройной переполох на тему земельного налога. Из Налогового департамента пришли послания, сиречь – счета. Три совершенно разных истории на коллектив, а результат – один: оказалось, что освободиться от земельного налога не так просто, как нам это обещали.

Система знает только «да» и «нет»

Итак, история первая. Наталья подала заявление об освобождении от уплаты земельного налога еще в октябре: «Я не в первый раз имею дело с электронными заявлениями, зашла через страничку портала e-riik на русском языке, все оформила, выплыло окошечко „ваше заявление принято“, и я со спокойной совестью покинула портал. И тут в феврале при заполнении декларации обнаруживаю такой сюрприз: земельный налог к оплате – 11 евро. Стала выяснять, в чем дело. Из техподдержки мне ответили, что я не нажала кнопочку „подтверждаю“, поэтому заявление и не было принято. А всплывшее окошечко, мне приснилось что ли? Во втором письме мне сообщили, что я якобы заходила в директорию ходатайств об отмене уплаты земельного налога в декабре. Но зачем мне надо было заходить туда в декабре, если я была уверена, что и так все в порядке? И невозможно доказать, что в системе произошел сбой. Вдвойне обидно, что теперь мне вместо прошлогодних семи евро придется выложить одиннадцать».

В Департаменте государственных инфосистем нам пояснили, что в случае, если ходатайство заполнено не до конца, нельзя говорить о сбое в системе. Специалист по внешним связям Кати Тамм говорит, что в соответствии с Законом о защите личных данных, конкретный случай они комментировать не могут. Но Наталья имеет право представить в департамент жалобу лично, в виде заявления с дигитальной подписью. А за подробными разъяснениями технических аспектов заказанной Таллиннской госканцелярией услуги на страницах государственного портала Тамм отправила нас по электронному адресу maamaks@tallinnlv.ee и номеру телефона 640 4454. К слову, автор статьи в рамках эксперимента лично пытался дозвониться два дня кряду по этому номеру, но два десятка звонков ушли в песок: кроме сверлящей ухо высокими частотами музыкальной композиции, так ничего бедный журналист и не услышал.

«Особенность инфосистем заключается в том, что в них возможно только одно правильное заключение, в отличие от жизненной ситуации, где истин может оказаться больше одной. Что видела или не видела ваша коллега, мы знать не можем, но по данным системы заявления она не подала. В этой сфере не бывает „серых зон“, может быть только либо так, либо иначе. То же касается и визита в декабре: быть может, Наталья и не заходила в систему, но, тем не менее, кто-то под ее паролем в ней побывал», – добавил член правления Академии электронного управления Ивар Талло. Одним словом, причина – человеческий фактор.

Не за себя, а за ту парикмахерскую

Другая история касается пришедшего нежданно-негаданно счета, в котором фигурирует цифра 43,78 со знаком минус (то есть, отозванный налог) и цифра в 7,72 со знаком плюс, то есть подлежащая оплате. Цифра с плюсом на фоне той, что с минусом, выглядит незначительной, но дело в принципе: так отменен налог или нет?

Третья история вылилась в сумму в 432 евро за частный дом и прилегающий к нему участок. То есть ходатайство-то было подано, как полагается, а вместо льготы пришла сумма в два раза больше прошлогодней.

Звонить за разъяснениями предлагается по воспетому выше номеру в городской канцелярии, либо же по инфономеру Налогово-таможенного департамента. Налоговый, в отличие от города, ответил. И судя по недовольному тону диспетчера, не я первая звонила с сакраментальным вопросом: за что деньги берут-то? Раздражение это можно понять: в разгар подачи налоговых деклараций инфолиниям работы и так хватает, а тут еще прибавляются и звонки с жалобами на ситуацию, сложившуюся вокруг земельного налога, который налоговики собирают, но не начисляют. «В вашем запросе уже содержится правильный ответ, обратитесь за разъяснениями в местное самоуправление», – отрезала глава отдела по связям с общественностью НТД Анне Освет.

Исполнительный директор Союза местных самоуправлений Отт Казури заметил, что поскольку все описанные случаи, по всей видимости, касаются жителей Таллинна, то лучше бы спросить конкретно у Таллинна, откуда взялся такой большой счет, если от налога вас освободили. Но в Законе о земельном налоге четко написано, кто и на каких условиях может быть освобожден. А постановление министра финансов от 17 января 2001 года предписывает в случае возникающих вопросов обращаться в соответствующий отдел органов местного самоуправления.

Например, указанный земельный участок может превышать допустимые для льготы 1 500 кв. метров, либо человек не внесен в регистр населения по данному адресу. А к квартире, собственнику которой нужно доплатить деньги, может прилагаться и мыслимая доля недвижимости коммерческого назначения. Причина же, по которой востребованные к оплате суммы выросли, довольно простая – Таллинн с этого года принял постановление о повышении земельного налога с 1,5% до 2,5%.

Кто не спрятался – сам виноват

Разъяснить, что произошло в этих трех конкретных случаях, согласился таллиннский Департамент городского имущества (правда, почему-то анонимно): «В одном случае речь идет о том, что данный земельный участок в Пыхья-Таллинне представляет собой на 85% жилую, а на 15% – коммерческую площадь (там действительно на цокольном этаже расположена парикмахерская – прим. ред.). Общая сумма обязательства составляла 51,5 евро. Однако каждый квартирный собственник является еще и владельцем мыслимой доли земельного участка, который прилегает к жилой части его недвижимости. Эта доля земли другого целевого назначения, в данном случае – коммерческая площадь – рассчитывается пропорционально метражу квартиры. Освобождению от земельного налога мыслимая доля участка, не относящаяся к жилой площади, не подлежит.

Во втором случае речь идет о том, что собственник дома, за который нужно уплатить налог в 432,5 евро, является также и владельцем квартиры в спальном районе. По данным регистра народонаселения, проживает он в квартире, а не в указанном доме. Поэтому, согласно Закону о земельном налоге, ходатайствовать об освобождении от налога на эту недвижимость не может.

Что касается случая с заявлением, то здесь тоже не с чем разбираться. Если на портале e-riik происходит сбой, не удалась авторизация или что-то еще, то пользователя об этом извещают и просят попробовать еще раз. Для предоставления заявления нужно было сделать два клика: один – „желаю представить заявление“, а второй – „подтверждаю“. И тогда заявление было бы благополучно представлено».

В общем, причины приключившихся казусов просты и понятны. Непонятно только, почему настолько скверной оказалась обратная связь, и двое из ходатайствующих не получили никаких извещений о том, что их старания по отправке заявлений были недостаточными.

Хищник против Чужого

Освобождение от земельного налога всегда было морковкой с политическим привкусом. Например, такая льгота распространяется на репрессированных и участников Освободительной войны (к слову, последний из ветеранов, Антс Илус, скончался в 2006 году). О льготном налогообложении могут также ходатайствовать пенсионеры. Суммы, которые недополучало местное самоуправление от этих налоговых поблажек, были для бюджета незначительными, зато обозначали приоритеты.

Потом назрел вопрос хозяйственный. Некоторые уезды, например, Харкуский, стали заманивать в местные жители освобождением от земельного... местных жителей, которые предпочитали регистрироваться в Таллинне и пользоваться пакетом бонусов, которые давала столичная регистрация и не давала сельская.

К слову, тот же Харкуский уезд, в отличие от столицы, земельный налог в этом году не поднял: сумма, подлежащая к оплате, в счете автора статьи осталась прежней. Городская же казна несет большие потери от нововведения, поскольку число налогоплательщиков в Таллинне куда больше, инфраструктура обширнее. Так вот и вырос земельный налог в столице до 2,5%: для всех тех, «кто не спрятался».

Из всего описанного можно сделать два вывода. Первый: законы, касающиеся ваших кровных денег, надо читать внимательно. Особенно те, что рекламируются во всю ивановскую как сильно хорошие для людей в убыток государству. Помните, что дьявол рекламы всегда прячется внизу страницы за самыми маленькими буковками.

Вывод второй: «отмена» земельного налога стала очередным предметом спекуляции в противостоянии Верхнего, правокоалиционного, и Нижнего, центристского, городов.


Не далее чем в среду на парламентском инфочасе депутат от социал-демократической партии Раннар Васильев снова задал премьер-министру Андрусу Ансипу вопрос на больную тему: каким образом местным самоуправлениям компенсировать неполученный от земельного налога доход?

«Из Фонда выравнивания, – последовал неизменный ответ премьера. – Средства, поступающие от земельного налога, и средства Фонда выравнивания находятся в теснейшей корреляции». И порекомендовал местным самоуправлениям сосредоточиться на поиске баланса в управлении. Ну а результат этих поисков кто-то из вас уже обнаружил в своем почтовом ящике или при заполнении налоговой декларации.

Справка 1
Средняя сумма уплаченного физическими лицами земельного налога в 2011 году составила 56,23 евро, а в 2012 году – 56,92 евро; юридическими лицами – в 2011 году 1362 евро, а в 2012 году – 1812 евро. Таким образом, средняя сумма земельного налога для физических лиц выросла на 1,23%, юридических – на 33%. Число физических лиц, плательщиков земельного налога, уменьшилось на 12,83%, юридических – осталось примерно на том же уровне: в 2011-м – 21693; в 2012-м – 21681.


В самом Законе о земельном налоге в этом году не изменилось ничего. Однако в компетенцию местных самоуправлений входит принятие решений о регулировании ставки земельного налога и порядка освобождения от уплаты земельного налога. Поэтому прошлогодние и нынешние цифры могут существенно разниться.
Источник: Министерство финансов и Налогово-таможенный департамент


Справка 2
- 46% ходатайств в Таллинне было подано по Интернету, 53% – по почте и через городские инфоцентры. В Таллинне отклонено 1104 заявления; из них:
- у 460 ходатаев отсутствовало право на пользование недвижимостью по указанному адресу,
- у 36 ходатаев указанная недвижимость не использовалась по прямому назначению, то есть в качестве их жилья,
- 594 ходатая не числились в регистре населения по указанному адресу,
- 14 ходатаев уже воспользовались правом освобождения от земельного налога как репрессированные.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх