Правая коалиция не упадет, пока ее не уронят

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Розенфельд
Игорь Розенфельд Фото: dzd.ee

Выход из тупика, в который завела политику Эстонии правая коалиция реформистов и IRL, может дать не замена премьера Ансипа на его однопартийца (например, Паэта) и не смена одной из партии власти на аналогичную же правую партию (например, новую партию Индрека Таранда), но лишь отставка всей правой коалиции и приход к власти коалиции левоцентристской, пишет член Центристской партии Игорь Розенфельд.

Дело не в Ансипе, а в правой коалиции в целом

Личную роль премьера не следует преувеличивать. Поэтому оппозиция должна ставить своей задачей не замену данной фигуры на аналогичную и не замену старых партий власти на новые правые же партии, но отставку всей правой коалиции и формирование левоцентристского правительства.

Только данная перемена власти способна обеспечить серьезные (и давно назревшие) изменения как в экономике, так и в политике Эстонии - отказ от провальной теории автоматической роли рынка, принятие мер по борьбе с безработицей, поддержке собственного производства (создания рабочих мест), прекращения провальной школьной реформы, разрушающей образование как на русском, так и на эстонском.

Именно к этой цели должна стремиться оппозиция, хотя ее достижение – задача далеко не простая. Указанному переходу власти (пусть и парламентскому) будут противостоять не только деятели типа Ансипа или Лаара, но весь создававшийся в течение двух десятилетий правый истеблишмент (совокупность его властных политических и экономических институтов), который поддерживается серьезными западными геополитическими игроками, контролирующими ситуацию.

Даже если правая коалиция провалится окончательно, маловероятно, что данные мировые игроки – например, США - допустят серьезную перемену правой власти в Эстонии и не поддержат еще более жесткую правую диктатуру реформистов и IRL.

Оппозиция может рассчитывать только на себя

Очевидно, что оппозиции пора переходить от слов к делу – к конкретному давлению на теряющую связь с реальностью правую коалицию. Важная роль в этом может принадлежать депутатам-центристам, в особенности русской фракции ЦП.

Действия оппозиции, однако, требуют как поддержки, так и организации, каковых сейчас явно не хватает. Что касается поддержки, то в отличие от правых, курируемых серьезными мировыми геополитическими игроками, левоцентристская оппозиция такой поддержки не имеет.

Потенциальной альтернативой мировому правому истеблишменту могла бы быть Россия. Но Россия не только в ельцинском, но и путинском варианте до сих пор не была серьезным игроком на прибалтийском поле - как, скажем откровенно, и на всем постсоветском пространстве. Очевидно, что весьма влиятельные слои российской бюрократии (что показывают, например, вялые действия соотечественников или информационных российских структур типа "МК-Эстония") находятся едва ли не в союзных отношениях как с бюрократией эстонской, так и с мировым правым истеблишментом. Нынешняя российская (не путинская ли?) бюрократия за последние 12 лет не смогла создать в Прибалтике никаких дееспособных политических организаций.Все основные якобы пророссийские политические объединения Эстонии - от соотечественников до Русской партии Черепанова - оказались или недееспособными, или же прямо купленными.

Оппозиция - левые и центристы

Оппозиция, представленная в основном партиями центристов и социал-демократов, может рассчитывать лишь на собственные силы. Только объединение данных двух левых партий может помочь им противостоять правой политической машине.

Однако этому объединению препятствует не только правый истеблишмент, но и определенные силы внутри самих указанных партий. Верхушку социал-демократов начиная со Свена Миксера составляют фигуры или сочувствующие правой коалиции, или же - вроде того же Черепанова - прямо посаженные ею. Важная часть Центристской партии - ее прореформистское (правое ) крыло, которое готово продолжить попытки подкопа под руководство партии, а также подавления и вытеснения реальных центристских и левых сил внутри ЦП.

Свою роль в левоцентристской коалиции могла бы сыграть и Левая партия, недавно заявившая о своем возможном объединении с центристами. Эта партия, однако (что было бы даже полезнее) вполне могла бы выступить и как самостоятельная сила - конечно, лишь в случае, если бы верхушка данной партии была бы способна делать хоть что-нибудь. (Реально за последние 4 года эта верхушка не делала ровно ничего).

Реальную оппозицию могут составить только объединенные и отмежевавшиеся от правых ставленников внутри своих партий (каковых немало) левые группировки центристов и социал-демократов.

Между тем пока процесс объединения этих группировок не начался и блокируется правым истеблишментом, умело разыгрывающим конфликт данных партий между собой.

Массовая поддержка оппозиции: Народный фронт слева

Нынешняя ситуация в Эстонии, безусловно, говорит о кризисе власти, о весьма серьезном недовольстве общества политикой правой коалиции. Это показывают и мартовские забастовки, солидарность с организаторами которых выразил пока что только пленум ЦП.
Понятно, что кризис власти может и не привести к серьезным политическим переменам.

Многое будет зависеть от того, сможет ли оппозиция организовать серьезное давление на власть, каковое до сих пор или отсутствовало вовсе, или было весьма слабым.

Нынешняя ситуация в Эстонии напоминает первые перестроечные годы до Народного Фронта, выступившего активной силой давления на доперестроечный советский истеблишмент. Может, этот опыт НФ мог бы помочь в деле создания такой же массовой организации в крайне необходимом сегодня новом – именно левом варианте.

Народный фронт «слева», со всеми его атрибутами, включая группы поддержки, мог бы сыграть немалую роль в противостоянии несостоятельной власти и создании опоры левоцентристской оппозиции.

Сможет ли оппозиция вспомнить старый перестроечный опыт и применить его на практике - будет видно. Пока вероятнее более пессимистичный сценарий - именно тот, по которому ничего не произойдет, оппозиция собрана не будет, возмущение «рассосется» и все пойдет так же, как шло до сих пор.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх