Знают ли власти Таллинна, что лучше для наших детей? (Обновлено в 21.21)

, депутат Таллиннского городского собрания, социал-демократ
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лаури Лаатс - депутат Таллиннского городского собрания, социал-демократ
Лаури Лаатс - депутат Таллиннского городского собрания, социал-демократ Фото: Mustamäe linnaosavalitsus.

Прошедшая неделя выдалась богатой на события. Впервые работники многих учреждений Эстонии в едином порыве остановили привычный ритм жизни в разных городах и волостях. На целый день вымерли школы и детские сады, встал транспорт. Наконец-то народ Эстонии начинает поднимать голову и говорить все более четкое «нет» деятельности нынешнего правительства. А еще мы, невзирая на возникавшие неудобства, как и всегда, отмечали праздник наших дорогих женщин – 8 марта, поздравляли их, дарили цветы.

Еще одним важным и заслуживающим внимания событием 8 марта стало очередное заседание Таллиннского городского собрания, где один из пунктов повестки дня вызвал широкий резонанс в средствах массовой информации – принятие решения об учреждении фонда Таллиннского русского лицея и утверждение его устава.

Тема частной школы требует серьезного обсуждения

Социал-демократическая партия была едина в своем решении – мы не можем голосовать «за» этот проект, но и «против» голосовать не стали, чтобы показать свою позицию. За это заслужили упреки со стороны курирующего данный вопрос вице-мэра столицы Михаила Кылварта в местных русских СМИ. Мол, социал-демократы, с одной стороны, всегда говорили, что они – за сохранение русскоязычного образования, но при этом отказались поддерживать предложение о превращении Русского лицея из обычной школы в частную.

Упреки эти неуместны как минимум по двум причинам. Во-первых, социал-демократы действительно всегда поддерживали (и будут поддерживать и в дальнейшем) сохранение в Эстонии образования на русском языке. Однако это абсолютно не значит, что при этом мы должны соглашаться со всем, что считает нужным делать в данном направлении Центристская партия. Представители Социал-демократической партии уже неоднократно подчеркивали: наши с центристами представления о том, как добиться того, чтобы русские дети в Эстонии получали качественное образование на родном языке и при этом по окончании школы свободно владели эстонским языком, весьма различны. В первую очередь, потому, что социал-демократы постоянно предлагают вывести политику из сферы образования и решать все связанные с этим вопросы с педагогической, а не политической точки зрения.

Но в данном случае важнее даже «во-вторых»: в ответ на упреки Михаила Кылварта я хотел бы спросить у него, почему этот проект на заседании Комиссии горсобрания по образованию и культуре не поддержала и его коллега, вице-мэр Таллинна Мерике Мартинсон*? Ответ кроется в ее же объяснении: «Я не могу принимать участие в голосовании, поскольку не имела возможности ознакомиться с документами». И в этом госпожа Мартинсон не одинока. Дело в том, что столичная мэрия на своем заседании 29 февраля приняла решение направить в горсобрание проект создания фонда, и уже вечером того же дня прошло заседание занимающейся этим вопросом Комиссии по образованию и культуре, где Кылварт представил данный проект. До этого депутаты горсобрания не имели никакой возможности ознакомиться с проектом, и те, кто в итоге голосовал «за», голосовали, по сути, вслепую. Так что госпоже Мартинсон делает честь ее решение, вполне естественное и логичное, участия в голосовании не принимать.

Реформа правительства задумана неверно

Я считаю, что если ребенок хочет получить образование на русском, немецком, английском или любом другом языке, то хорошо бы обеспечить ему эти возможности. По-моему, нынешнее поведение правительства, которое пытается силой навязывать находящимся на половине учебного пути школьникам образование на эстонском языке в соотношении 60/40 процентов, неправильно. Каким образом ребенок, годами изучавший историю, химию, математику и т.д. на своем родном языке, вдруг в одночасье должен перейти на государственный?

По своему опыту могу сказать, что это очень трудно. До пятого класса я учился в школе исключительно на русском языке. Из-за сложных жизненных перипетий с шестого класса начал учиться полностью на эстонском. Несмотря на то, что я тогда владел эстонским языком, поначалу меня ждали огромные трудности. А что будет с теми детьми, которые эстонским не владеют (или владеют слабо), но при этом должны изучать на нем физику, математику, химию?..

Очень неприятно читать невежественные и циничные статьи, как, к примеру, мнение депутата Рийгикогу от Партии реформ Валдо Рандпере на портале «Tallinna Postimees» (3 марта 2012) или комментарий вице-канцлера Министерства образования Калле Кюттиса там же (29 февраля 2012). Их точка зрения сводится примерно к тому, что если ты не знаешь эстонского, то априори не можешь достичь в Эстонии успеха, и тебя ждет Россия. Да неужели?

Прежде всего, нам нужны образованные люди. Если мы в принудительном порядке заставим всех русскоязычных детей выучить эстонский язык, но при этом они получат недостаточные и урывочные знания по основным предметам – сделает ли их это более успешными? Сомневаюсь. И я не могу серьезно воспринимать заявления в стиле «если русские школьники не выучат эстонский, им придется дальше учиться или работать за границей». Авторы столь смелых слов как-то забывают о том, что у нас полно молодых людей, закончивших школы с русским языком обучения, а затем поступивших в эстонские вузы и добившихся в жизни прекрасных результатов. Кроме того, забывают и о том, что современная молодежь отлично знает английский, так что ей, по сути, открыт весь мир.

Решит ли проблему идея частного лицея?

Что же касается некоторых центристов в столичной мэрии, то им бы не стоило постоянно укоризненно показывать пальцем на социал-демократов – мы в своей работе исходим из принципов нашей партии и интересов наших избирателей, и, кстати, в отличие от других представителей оппозиции всегда готовы поддерживать хорошие идеи горуправы – если, конечно, они как следует продуманы и подготовлены, представлены общественности и обсуждены с заинтересованными сторонами, в случае с Линнамяэским лицеем – с работниками школы и родителями. Насколько нам известно, дискуссия на эту тему в лицее проведена не была, и решение мэрии для многих учителей и родителей стало сюрпризом. Об этом, кстати, свидетельствует показанная по эстонскому телеканалу TV3 новость, в рамках которой завуч лицея объясняла журналистам, что она вообще не в курсе происходящего, а спрашивать обо всем нужно Михаила Кылварта. Вот тебе и предварительная дискуссия…

Отсюда и наша позиция – мы полагаем, что идею столичной мэрии можно было бы обсуждать, но поддержать ее в том виде, как она была представлена на рассмотрение городского собрания Таллинна, мы не можем: образование – очень серьезная тема, и впопыхах подобные вещи не делаются. К тому же не совсем понятно, как превращение одной русской школы Таллинна в частную решит проблемы, возникающие из-за неверно проводимой министерством образования реформы русских школ.

Полагаю, что несколько составов правительства, в том числе и то, при котором министром образования была представитель Центристской партии Майлис Репс, не сделало правильных шагов, которые помогли бы избежать нынешней ситуации, при которой национальный вопрос снова остро стоит на повестке дня. Правые партии и центристы нагнетают противостояние и используют его в своих интересах, чтобы получить побольше голосов на выборах. Это очень печальный и близорукий подход, который может породить еще больше проблем в межнациональных отношениях, в общении столицы с государством и, что самое опасное, в образовании русских детей. Эксперименты в этой области ни с одной, ни с другой стороны мы не приветствуем.

*Обновление в 21.21:

"К сожалению, в протоколе заседания Комиссии городского собрания по образованию и культуре был пункт, где слово взял член комиссии М.Мартинсон. Я ошибочно посчитал, что речь идет о вице-мэре Таллинна Мерике Мартинсон, на самом же деле это был депутат городского собрания Матти Мартинсон от Партии реформ. Приношу свои извинения госпоже Мартинсон и всем, кого этот абзац мог ввести в заблуждение. Лаури Лаатс".

Правильная версия:

"Но в данном случае важнее даже «во-вторых»: в ответ на упреки Михаила Кылварта я хотел бы указать ему на одно обстоятельство: этот проект на заседании Комиссии горсобрания по образованию и культуре не поддержал директор одной из таллинских школ, реформист Матти Мартинсон, который отметил, что не может принимать участие в голосовании, поскольку не имел возможности ознакомиться с соответствующими документами. И в этом господин Мартинсон не одинок. Дело в том, что столичная мэрия на своем заседании 29 февраля приняла решение направить в горсобрание проект создания фонда, и уже вечером того же дня прошло заседание занимающейся этим вопросом Комиссии по образованию и культуре, где Кылварт представил данный проект. До этого депутаты горсобрания не имели никакой возможности ознакомиться с проектом, и те, кто в итоге голосовал «за», голосовали, по сути, вслепую. Так что Матти Мартинсону делает честь его решение, вполне естественное и логичное, участия в голосовании не принимать".

Комментарии
Copy
Наверх