Если бы не было Бронзовой ночи

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Политолог ТУ Кармо Тюйр
Политолог ТУ Кармо Тюйр Фото: SCANPIX

Так называемая Бронзовая ночь стала одной из вех новейшей истории Эстонии и, особенно, в системе взаимоотношений Эстонии и России. И отношения внутри Эстонии, и международные отношения часто измеряют словами – до и после «Бронзовой ночи», пишет политолог Кармо Тюйр в Postimees.

В более широком контексте следует констатировать, что речь не шла о чем-то чрезвычайном, такие переломные моменты были и раньше. После 1991 года их можно было насчитать минимум четыре: вывод российских войск, так называемое введение двойных таможенных пошлин, кризис рубля, вступление в ЕС и НАТО… и это далеко не полный список. Все они в тот момент казались крайне важными, но впоследствии казались более умеренными.

Чтобы оценить важность явлений, можно играть в различные мыслительные игры. Одна из них – что было бы иначе, если бы того или иного не произошло? В данном случае я рекомендую рассматривать ситуацию на трех уровнях: в международном масштабе, с точки зрения эстонско-российских двусторонних отношений и с точки зрения внутреннего развития Эстонии.

В международном масштабе это событие почти незаметно, чтобы не сказать тривиально. Памятники демонтировали и раньше, а бесчинствующие толпы народу на улицах – не новость для европейских стран. Памятники советского строя и вообще прежних режимов в большинстве стран ждет одинаковая и незавидная судьба: демонтаж – самая мягкая из них.
В официальных отношениях Эстонской Республики и Российской Федерации это событие прозвучало более резко. Желание другой стороны максимально политизировать ситуацию и грубое улаживание вопроса первой стороной соединились в гремучую смесь. Вмешательство спецслужб в так называемую большую политику в основном не приносит элегантных результатов.

Внутри страны весь процесс оказался своего рода чисткой. Взгляды прояснились, всеобщая вялость в вопросах интеграции кончилась, экстремисты с обеих сторон укрепились в своей вере, а широкие массы получили мощный повод для размышлений.

Что бы изменилось, если бы всего этого не произошло? В международном плане не произошло бы ничего, однако Эстонии не досталось бы частички кибервнимания. В двусторонних отношениях тоже ничего не было бы иначе, поскольку вся сага с Бронзовым солдатом – всего лишь индикатор, а не изначальная причина – и проблемы, и возможности кроются глубже. Внутри страны продолжилось бы тихое тление, до тех пор пока напряжение не нашло бы себе какой-нибудь иной выход, в то же время не произошло бы радикализации взглядов.

Обобщая, в широком плане мы скорее выиграли, в двусторонней игре в принципе ничего не изменилось, однако в местном контексте итоги «нашей победы» весьма противоречивы.

Комментарии
Copy
Наверх