Ровесники человечества, или Так говорит БГ

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
БГ как свет. «Все уже сказано, сказано тысячу раз. Нет смысла повторять это вновь...»
БГ как свет. «Все уже сказано, сказано тысячу раз. Нет смысла повторять это вновь...» Фото: Scanpix / Itar-TASS

«Аквариуму» исполняется 4000 лет. Или 40 лет? У Бориса Гребенщикова, он же БГ, – загадочные отношения со временем.

Свое 4000-летие «Аквариум» отметит в Таллинне концертом 6 мая в концертном зале «Нокия». На вопрос о возрасте группы БГ отвечает: «Место, которое “Аквариум” занимает в сегодняшней жизни страны, в любой стране всегда кто-то занимает. В этом смысле “Аквариум” – ровесник человечества. Если в племени есть шаман, этот шаман – “Аквариум”...»

О песнях и зеркалах

– Некая журналистка назвала вас мастером отвечать на вопросы, не отвечая на вопросы...

– Все зависит от того, что человек спрашивает. Я всегда отвечаю прямо. Когда у меня спрашивают чушь, я так и говорю: вы спрашиваете чушь. Они не понимают, о чем идет речь, и говорят, что Гребенщиков опять уклоняется от ответа. Попробуйте задавать мне прямые вопросы – и я буду давать вам прямые ответы.

– Одна моя подруга, человек тонкий, послушав песню «Назад в Архангельск» с вашего последнего альбома, сказала: «Если я правильно понимаю, все будет очень нелегко...»

– Это очень странная постановка вопроса. Почему песни «Аквариума» слушают как точные пророчества и ищут в них нечто, что должно произойти? Хотите воспринимать песню как пророчество – пожалуйста. Это разумный подход, но он не единственный. Песни отражают не то, что я хочу сказать, а то, что вы хотите услышать. Песня – это зеркало. Что я в них вкладываю – никого не интересует и интересовать не может, и я этого никогда не скажу, потому что это профессиональный секрет.

– Но вы иногда говорите что-то вроде: «Нас ждет очень специальное время...»

– Я стараюсь таких вещей избегать – нет ничего нелепее человека, который с важным видом говорит: «Будет ЭТО... И теперь нужно делать ЭТО...» Предсказание не является моим форте.

О полезности Лао-цзы

– Что вы скажете про Pussy Riot?

– Нелепая ситуация. Глупые девчонки. Чудовищно нелепая реакция и церковных властей, и государства. Если бы девочкам пришло в голову прийти к байкерам и пинать мотоциклы ногами, что бы от них осталось? Им повезло, что они выбрали храм Христа Спасителя, а не байк-клаб. Но, конечно, церковь и государство реагируют как минимум бесконечно неадекватно.

– Часто говорят о том, что в мире, где власть делает все, чтобы выжить любой ценой, существовать можно только параллельно власти. Насколько этот рецепт действенный?

– Он действенный для любого человека на протяжении всей истории человечества. Пожалуйста, почитайте Лао-цзы и Чжуан-цзы, а то мне приходится брать на себя миссию философского толкователя всей мудрости человечества, что в мои задачи не входит. Есть люди, которые давно все сказали. Комментировать сказанное мудрецами – никак не мое дело... Государство не диктует погоду, не влияет на смену времен года. Оно распоряжается в небольшом сегменте жизни, и вполне возможно вести себя так, чтобы минимизировать отношения с государством. Все мудрые люди научились это делать и с государством не общаются. Ничего хорошего от государства – от любого государства – ждать нельзя. Это машина, которую заботит только собственное выживание, ничто больше. Это самоочевидно. Это было самоочевидно сорок лет назад. Откуда сейчас берутся такие вопросы?

– Возможно, государство вмешивается в жизнь людей активнее?

– Давайте вспомним 1937 год, а? За последние сто лет наступила чуть ли не самая лояльная и либеральная эпоха в России. Сравните ее с эпохой Хрущева. С тем, что было при Брежневе. Вспомните об отсутствии какой-либо информационной свободы. Когда на берег Северной Кореи выбросило моряков с американского судна, их убили немедленно, потому что нельзя было допустить, чтобы народ Северной Кореи узнал, что где-то люди живут по-другому. Вот что такое информационная несвобода.

О священной корове № 7

– Вы известный поклонник Джеймса Бонда, этот замечательный человек даже упоминается в песне «Марш священных коров» с последнего альбома. Чем дорог вам мистер Бонд?

– Джеймс Бонд – священная корова. По определению. Это один из самых замечательных комедийных героев, которых только породил ХХ век. Напоминаю, что фильмы о Джеймсе Бонде всегда были «экшн-камеди». Я их с удовольствием иногда пересматриваю.

– В последнее время связанный с «Аквариумом» арт несет печать стимпанка: дирижабли в небе, викторианские костюмы...

– У меня нежнейшее отношение к стимпанку. Это одно из самых близких «Аквариуму» достижений человечества. «Аквариум» – это в принципе стимпанк, он был стимпанком, когда не было еще ни стимпа, ни панка.

– А еще это стилистика вашего любимого «Шерлока Холмса» с Робертом Дауни-младшим. Чем вас взял этот фильм?

– Да, сегодня ночью в поезде опять пересматривал... Чем взял? Не знаю. Как всегда с любовью, это необъяснимо. Что-то захватывает тебя целиком. Чем-то он мне очень близок – в той же степени, в какой мне были близки первые книги про Эраста Фандорина.

– А последние – нет?

– То, что Григорий пишет сейчас, очень тяжело. Это сознательный выбор – начать с самого легкого, а потом все тяжелее, тяжелее... Но первые книг пять-шесть мне очень близки. В них есть фантастическая юная энергия.

– Вы бы хотели, чтобы о вас когда-нибудь сняли фильм, как о Высоцком, – скажем, «БГ: рок-н-ролл мертв, а я еще нет»?

– Я молился бы, чтобы этот фильм снимали не в России. Попытки снять кино о музыке в России выглядят как мрак и грязь. Все русские режиссеры представляют себе русский рок как чудовищное беспросветное беспредельное говно. А потом удивляются, что на этом фоне люди могут влюбляться или слушать Бетховена. Они уже на уровне концепции запихивают себя в такой зверинец, что я молил бы Бога, чтобы они про меня ничего не сняли, а снял бы какой-нибудь южноафриканский режиссер.

О просветлении

– Ваш поклонник поведал мне, что в Перми есть легенда, будто песню про старика Козлодоева вы купили у местного непризнанного гения за четвертак...

– Ой. Я не стал бы тратить такие деньги.

– А свою песню вы могли бы продать кому-нибудь?

– Один выдающийся представитель русского шансона, известный даже мне по имени, как-то подошел ко мне в Свердловске с такой просьбой. Я сказал, что не понимаю, как можно продать песню. Можно ли продать восход? Росу? Хочешь петь мои песни – пой! В ответ он начал нести такой бред, что я пожал ему руку и ушел.

– Что вы чувствуете, когда на концерте слышите «меня зачали под твою песню!»?

– Да, в последнее время это стало модно говорить. Ну – слава богу. Можете продолжать!

– К песне «Тайный Узбек» вы написали десять куплетов, а спели четыре. У нас есть шанс услышать остальное?

– Нет. Если Леонард Коэн записывает бесконечные восемьдесят куплетов к каждой песне в особые книжечки, я это делаю на обрывках бумаги, а они имеют свойство теряться. Что не теряется, то я уничтожаю.

– Иногда, когда слушаешь «Аквариум», возникает ощущение, что «то, что ждет тебя завтра – это то, от чего ты бежал вчера». Тайный Узбек, несмотря на четверть века разницы, очень похож на Ивана Бодхидхарму...

– Время в применении к музыке абсолютно несущественно. Я могу начать фразу в 1711 году, продолжить ее в 2001-м и закончить в 1480-м... Да, эти двое – члены одной семьи.

– Иваны Бодхидхармы и Тайные Узбеки приходят – и все вроде бы остается как есть. Нет ли в этой цикличности повода к отчаянию?

– Нет, что вы. Если человечество сейчас поместить в рай, что бы под раем ни понимать, большинство пойдет искать макдональдс, бар, пивную и телевизор, чтобы посмотреть футбол. В каждый момент жизни есть очень небольшой процент людей, которые куда-то движутся – и с ними происходит что-то важное. Большая часть людей к этому важному пока не готова. Но когда один из тысячи куда-то идет, еще тридцать могут последовать его примеру и через какое-то время сдвинуться с места. Так что, да, все время кто-то приходит. Как только все люди окажутся просветлены, жизнь человечества в отдельно взятом сегменте мира подойдет к концу.

Комментарии
Copy
Наверх