Как КаПо под маленьким листочком фиговым

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Иллюстрация: Сергей Драгунов

Теперь, когда слышишь слово «КаПо», вспоминается старый неполиткорректный стишок: «Я вижу государства статую: / стоит мужчина, полный властности, / под маленьким листочком фиговым – / огромный орган безопасности...»

В советское время так шутили про КГБ. Правы будут те, кто заметит, что говорить о большой величине эстонского органа безопасности не приходится, однако параллели между КаПо и КГБ вполне себе есть: это и стремление вторгнуться в жизни законопослушных граждан, и попытка очернить людей, истолковав их намерения как враждебные эстонской государственности.

Неудивительно, что за последние месяцы КаПо не пнул только ленивый, а в ближайшем будущем полицию безопасности ждет несколько судебных разбирательств. С одной стороны, это хороший знак: не все так плохо, до КГБ, Штази и Большого Брата капистам-гэбистам пока далеко. С другой – ситуация беспрецедентная. В какой еще стране орган безопасности умудрился наломать таких дров, что его как могут мусолят во всех газетах?

Опорочить для профилактики

Депутат от Центристской партии Яна Тоом подала в суд на КаПо в середине мая. «Я обвиняю КаПо в том, что она порочит мою честь и достоинство и публикует в отношении меня неверные утверждения, а кроме того, неправомерно обнародовала мои личные данные. Мне не нравится, что в ежегоднике КаПо в главе “Защита конституционного строя” моя деятельность освещается так, будто я реализую в Эстонии интересы другого государства. Для действующего политика это совершенно неприемлемое обвинение, тем более что нетленный труд КаПо переведен на английский, есть в каждом посольстве и доступен в Cети».

Решимость Яны Тоом укрепил «беспрецедентный по наглости» ответ Кена-Марти Вахера на ее запрос: «Глава МВД написал, что ничего противозаконного я не совершала, а имя мое названо для профилактики. В качестве подтверждения моей “подрывной” деятельности министр ничтоже сумняшеся приводит список собраний, в которых я принимала участие, причем ни одно из них не было незаконным. Я не хочу жить в стране, где за человеком можно установить слежку лишь потому, что он не согласен реализовывать политику правящей коалиции, и по той же причине ославить его в ежегоднике тайной полиции».

Вице-мэр Таллинна Михаил Кылварт подал на КаПо две жалобы: одну в связи с ежегодником, другую – по мотивам высказываний гендиректора КаПо Райво Аэга, который на пресс-конференции обвинил Кылварта в противозаконной деятельности. «У КаПо нет права давать оценку деятельности частных лиц, если она не выходит за рамки закона, – говорит Кылварт. – В моем случае КаПо взяла на себя роль политического сыска, что противоречит нормам демократии... В ежегоднике есть утверждения, не отвечающие действительности: “Кылварт наряду с открытой деятельностью осуществляет скрытое противостояние реализации закона” и “У Кылварта есть скрытые контакты с представителем российского посольства”. Я требую издать новый ежегодник, где была бы вымарана касающаяся меня информация, прекратить предоставление доступа к моим личным данным и опровергнуть ложные данные». Во второй жалобе вице-мэр требует от КаПо извиниться и на своем сайте, и на новой пресс-конференции.

С кем вы, агенты влияния?

Центрист Михаил Стальнухин, не упоминая имен, рассказал «ДД» историю о нарвском бизнесмене, который, по мнению КаПо, слишком активно занимался политикой и за это поплатился: «Таких историй я знаю множество. И делаю вывод, что “охранка”, по нелепости называемая полицией безопасности, получила команду “порезвиться” в политике. То, что эти орлы творят в Нарве, оказывает на экономику региона негативное влияние, измеряемое миллионами евро. КаПо не может скрыть от общественности того, что в ее рядах есть коррумпированные люди вроде Индрека Пыдера. Только наивный человек поверит, что цепь коррупционеров кончается на Пыдере... “Охранка” лезет в СМИ, превращаясь в подобие низкопробной передачки на заштатном телеканале. Все это можно объяснить только тем, что в КаПо окопались агенты влияния враждебных Эстонии служб. Сейчас они отрабатывают – в основном на центристах – пиночетовские методы подавления инакомыслящих».

Стальнухин уверен: чтобы все не закончилось «эпохой молчания», как в 30-е годы прошлого века, нужно бороться: «Поэтому я обвиняю КаПо во лжи и иду в суд. Собственно, иск уже там. Каждый честный человек должен поступить так же». Суть иска Стальнухин не уточнил.

Масла в огонь подлила и история Союза национально-культурных обществ «Лира», в офисе которого обнаружился сначала приборчик, похожий на подслушивающее оборудование, а затем и несколько миниатюрных микрофонов. С находками «Лира» обратилась в полицию, которая должна установить, что это было. «Я не исключаю возможного интереса КаПо к “Лире”, но это на уровне догадок, – комментирует глава «Лиры» Лидия Кылварт, мать Михаила Кылварта. – Когда я наблюдаю за КаПо, у меня возникает чувство, что они пытаются расправиться с людьми – не физически, а морально. А люди уже начали над ними смеяться. Это и хорошо, и плохо. Плохо потому, что мы обязаны чтить и уважать государство, а оно не должно давать повода над собой смеяться».

Наконец, было еще загадочное письмо, которое в апреле отправил в КаПо мэр Таллинна Эдгар Сависаар. Настолько загадочное, что не очень понятно, зачем о нем сообщали прессе. Ответ советницы горуправы Лийны Оя по этому поводу – образчик лаконичности: «Содержание письма мы не раскрываем. Ответ на него был получен».

А вопросы остались

Яна Тоом указывает, что суды против КаПо уже выигрывались – взять хоть дело отставного военного Рене Тоомсе. Больше всего ее поражает цинизм властей: «Ансип заявил мне на инфочасе в парламенте, что не нашел в ежегоднике ни одной ошибки, кроме неправильного переноса. Думаю, этим он осчастливил авторов ежегодника – им удалось запечатлеть на бумаге модель мира самого премьер-министра. Посмотрим, что останется от нее в суде».

Впрочем, утверждать, что все реформисты стоят за КаПо горой, а все центристы – наоборот, было бы неверно. Реформист Рейн Марусте, например, настроен решительно: «Сейчас идет дискуссия о границах компетенции КаПо и связанных с ней методах работы. В общем случае КаПо должна действовать в рамках, установленных законом». Да и сам Ансип признал, что в КаПо может иметь место конфликт интересов.

Многие из опрошенных «ДД» политиков уверены, что корень зла торчит на виду: под фиговым листком не умещаются сразу и контрразведка, и борьба с коррупцией. «Проблемой КаПо много лет является то, что она занимается и тем, и другим, – говорит соцдем Андрес Анвельт. – В итоге на КаПо волей-неволей оказывают политическое давление и коалиция, и оппозиция. Так, часть оппозиции в Таллинне использовала материалы ежегодника для давления на столичную власть, что недопустимо... Не думаю, что КаПо действует по политическим мотивам, хотя такое впечатление может остаться – и это еще опаснее, чем политические мотивы сами по себе. Деятельность КаПо должна быть прозрачной, понятной и законной. Вопросов оставаться не должно, а они остались – и вредят прежде всего репутации самой КаПо».

«Всякому, у кого IQ превышает размер обуви, очевидно, что в недрах КаПо смешиваются методы разведки, которая если и имеет правила, то очень специфические, и уголовного производства, которое строго регламентировано, – говорит Яна Тоом. – В результате такого “обмена опытом”, помноженного на генетический страх нашего народа перед тайной полицией, мы имеем структуру, которая чувствует себя безнаказанной и уже не заботится о доказательной базе».

Смогут ли власти как-то изменить ситуацию – другой вопрос. Заявление премьера Андрес Анвельт называет неясной риторикой, которая все только запутывает: «Но это не игра, просто у нас нет внятной политики госбезопасности... Функции КаПо нельзя изменить росчерком пера, это должен быть эволюционный, а не революционный процесс. Сначала полиции следует научиться бороться с коррупцией в высших эшелонах власти, и только после этого можно передать ей соответствующие полномочия».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх