Головокружительное упоение танцем

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Леонид Сарафанов: «Я учусь играть на своем теле, как на музыкальном инструменте». На снимке: сцена из балета Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты».
Леонид Сарафанов: «Я учусь играть на своем теле, как на музыкальном инструменте». На снимке: сцена из балета Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты». Фото: Станислав Левшин / архив Михайловского театра

Его называют Маленьким принцем петербургского балета, сильфом и даже Питером Пэном... Фантастически гибкий и легкий, с высоким, парящим прыжком и филигранно отточенной техникой, Леонид Сарафанов и впрямь похож на персонажа из сказки, умеющего летать.

Его пируэты, точные и мягкие приземления, чистые линии впечатляют публику в разных странах мира, а музыкальность, пластичность и восприимчивость к новым идеям привлекают современных хореографов. На V Йыхвиском балетном фестивале премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов предстал и в классике – блистательно-виртуозном па-де-де из «Корсара» Адана-Петипа (в паре с Анастасией Ломаченковой), и в модерн-танце – одноактном балете Начо Дуато на музыку Шуберта «Без слов», где тело танцовщика рассказывало и пело «чистейшую из музык». Это было удивительное проникновение в замысел хореографа, считающего, что тело артиста – это музыкальный инструмент, который должен звучать чисто.

Если классика для Леонида Сарафанова – давно и прочно завоеванная территория, то модерн-танец подарил ему счастье участвовать в процессе рождения балета вместе с выдающимся хореографом современности Начо Дуато.

Измены Мариинке не было!

Они пришли в Михайловский театр в один день – 1 января 2011 года. Испанский хореограф – после двадцати лет работы в Национальном театре танца Испании, с которым он досрочно прервал контракт. Танцовщик – после девяти лет работы в одном из лучших театров мира, Мариинском, где Сарафанов занимал ведущее положение и танцевал практически весь репертуар.

Их приход в Михайловский театр стал едва ли не самой обсуждаемой в балетных кругах новостью. Русскую балетную труппу впервые за сто с лишним лет, после Мариуса Петипа, возглавил иностранец, а премьер Мариинки по собственной воле перешел в театр рангом ниже. «Никакой измены Мариинскому балету не было, – говорит Леонид. – Просто мне как танцовщику хотелось расти и развиваться дальше. Я давно мечтал заниматься танцем в разных его направлениях. В современном балете я вижу более глубокие идеи и эмоции, и сейчас мне интереснее современная хореография, нежели классика. Я не раз говорил, что мой любимый хореограф – Начо Дуато, и я давно мечтал станцевать его хореографию. Когда почти одновременно с известием о том, что Начо Дуато станет художественным руководителем балета, мне пришло предложение из Михайловского театра, я решил, что пренебрегать им было бы глупо».

Впервые Сарафанов вышел на сцену Михайловского театра 22 января 2011 года – и сразу станцевал три спектакля подряд: «Жизель», «Лебединое озеро» и «Корсар». Сейчас в репертуаре артиста наряду с классикой, в том числе с его коронной ролью Базиля в «Дон Кихоте» Минкуса, – балеты Начо Дуато «Без слов», «Прелюдия», «Многогранность. Формы тишины и пустоты» и «Спящая красавица». Незадолго до премьеры «Спящей красавицы» испанский хореограф сказал в интервью: «Для меня была очень важна сама возможность поработать с Сарафановым, которого я считаю одним из лучших танцовщиков в мире».

На мой вопрос, как ему работается с Начо Дуато, Леонид ответил вначале кратко: «Блестяще, блестяще, – а затем, говоря о стиле работы, отличающем Дуато от других хореографов, сказал: – Репетиции проходят очень ровно, без нервных вспышек, эмоциональных выхлопов. Начо никогда не повышает голоса, не срывается на артистов. Нет никакой спешки, суеты. Первое замечание, которое он делает на репетиции, касается музыки. Как человек, очень тонко и глубоко чувствующий музыку, он хочет, чтобы мы услышали ее так, как он ее слышит, и двигались именно в музыку. И только после этого идут замечания по поводу исполнения, качества движений».

Премьера балета Чайковского в постановке Начо Дуато с Ириной Перрен и Леонидом Сарафановым в главных партиях состоялась в декабре прошлого года, а недавно Леонид станцевал «Спящую» вместе с женой, солисткой Мариинского театра Олесей Новиковой. «Дебют Олеси в новой постановке “Спящей” прошел замечательно! Это очень красивый, динамичный классический балет с элементами неоклассики – в пачках, на пуантах...» Возможно, скоро Олеся и Леонид приведут на «Спящую красавицу» сына Алексея, которому в сентябре исполнится три года. Быть может, он тоже влюбится в балет и захочет стать вторым Сарафановым?

Под влиянием Барышникова

Справедливости ради стоит заметить, что в детстве Леонид вовсе не мечтал стать артистом балета. Его родители, а также бабушка с дедушкой танцевали в ансамбле народного танца имени Павла Вирского, и мальчик вырос за кулисами этого коллектива. Танцевать начал чуть ли не с младенческих лет, и родители, обнаружив у ребенка незаурядные способности, привели его в Киевское хореографическое училище. Поначалу шустрому мальчику, любившему погонять в футбол, занятия у станка казались скучными, а будущая профессия представлялась немужским занятием. Но лет в тринадцать, увидев видеозапись танца Михаила Барышникова, он понял, что классический танец может быть красивым и мужественным. В 2000 году Леонида приняли в балетную труппу Национальной оперы Украины сразу в качестве солиста, а после побед на международных конкурсах артистов балета в Париже и Москве заведующий балетной труппой Мариинки Махар Вазиев предложил Сарафанову стать солистом театра.

Годы работы в Мариинке принесли ему международную известность, позволили выйти на иной, более высокий уровень, и прежде всего благодаря работе с педагогом-репетитором Геннадием Селюцким. Там же он познакомился с будущей женой, пришедшей в театр после окончания Вагановской академии. В 2006 году Леонид Сарафанов был удостоен престижной международной премии Benois de la Dance и приза журнала «Балет» «Душа танца – 2006» в номинации «Звезда». А в прошлом году получил долгожданную «Золотую маску» за «Лучшую мужскую роль в балете». «Мне выдали ее за выслугу лет, – смеется Леонид. – Меня не раз выдвигали на эту премию. “Если в этом году не дадите, я больше в Москву не приеду”, – в шутку сказал я. Получить “Золотую маску” за балет Quatro, который мы сделали вместе с Денисом Матвиенко, его и моей супругами, было вдвойне приятно. Ведь мы сами нашли хореографа Эдварда Клюга, сами спродюсировали балет...»

Со своим другом, премьером Мариинки киевлянином Денисом Матвиенко Леонид Сарафанов встречается и в международном проекте Сергея Даниляна «Короли танца», знакомом нашей публике благодаря гастролям 2009 года. В прошлом году Леонид впервые принял участие в этом проекте. «Я танцевал хореографию Мауро Бигонцетти и очень симпатичный номер, поставленный Марселом Гомесом на музыку, которую написал другой “король”, канадец Гийом Котэ – он в прошлом музыкант, на фонограмме записано его соло на виолончели. В следующем сезоне мы вновь представим в России и Америке программу “Короли танца. Лучшее”. Думаю, в ней будут участвовать прежние исполнители: Марсело Гомес, Дэвид Холберг, Гийом Котэ, Иван Васильев, Денис Матвиенко и я. Скажу по секрету, в программе будет Remansos Начо Дуато, которое видели и ваши зрители».

Комментарии
Copy
Наверх