Власть № 4. Хорошо быть рысию!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В чьих интересах воюет с Полом Кругманом (справа) президент Ильвес, если он, по Сависаару, работает против курса Эстонии, Европы и Америки? И при чем тут Путин?..
В чьих интересах воюет с Полом Кругманом (справа) президент Ильвес, если он, по Сависаару, работает против курса Эстонии, Европы и Америки? И при чем тут Путин?.. Фото: Scanpix / Reuters

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали имперские заявления генерала Макарова, «Собрание правления Партии реформ» театра NO99 и нецензурные твиты президента Ильвеса.

Но даже на таком фоне на портале Delfi не затерялась статья ученого Сергея Стадникова о причудах интеграции. Автор пишет прямо: «Грядущий демографический коллапс у нас пытаются отдалить, ассимилируя русскую молодежь». Между тем неэстонцы всё критичнее относятся к политике в области образования, в том числе и потому, что «у кормила мы видим тех, кто в СССР получил высшее образование на эстонском». И потом, выучишь ты язык – и что? «В Эстонии живут десятки тысяч неэстонцев, свободно говорящих по-эстонски, но никто из них не стал ни министром, ни канцлером министерства», – отмечает Стадников. Странно, да?

Sh*t – не воробей, вылетит – не поймаешь

Тоомас Хендрик Ильвес – не единственный президент в мире, в лексиконе которого есть глагол sh*t («ср*ть»). Это, конечно, не мат, однако в блогах и Твиттере главы государств себе такого вроде не позволяют. Напиши такой твит Сависаар – сожрали бы с потрохами. А Ильвесу все сошло с рук. Хорошо быть рысию... В смысле – президентом Эстонии.

Delfi выдвигает четыре версии по поводу случившегося: (а) это и правда была «непосредственная и искренняя реакция в защиту Эстонии»; (б) на исходе тяжелого дня в Латвии Ильвес «достиг в одной латвийской студенческой корпорации жовиального настроения» (какими средствами, не уточняется), ну и вот; (в) Ильвес много лет переживал, глядя, как народ страдает от урезания всего и вся, пытался объяснить людям, что делают власти, а властям – чего ждут люди, тут появляется умник из США, ставит на нас крест, – и президент взрывается; (г) публичная дискуссии с одним из виднейших экономистов мира – это пиар: президентский срок Ильвеса скоро кончится, а для того, чтобы стать кем-то большим в мировом масштабе, надо прославиться, и вот он прославился... Эдгар Сависаар на том же портале надеется, что «благодаря нецензурным и недостойным твитам Ильвеса Кругман и другие западные корифеи станут больше говорить о том, какой ущерб нанес курс партии Ансипа эстонскому государству и народу», а также ехидно замечает: поскольку Ильвес «работает против курса Эстонии, Европы и Америки, остается лишь один вопрос: в чьих интересах, господин резидент?» Без буквы «п», да.

Понять президента пытается в Postimees журналист Арго Идеон: «Ильвес нарушил табу: обычно статус главы государства исключает искреннее публичное высказывание даже в социальной сети... Конечно, он мог бы смягчить тон и не писать слово sh*t. Но в остальном именно острота придает твитам Ильвеса свежесть в сравнении с обычным псевдоинформационным компотом, доваренным пиарщиками до полного безвкусия... На сей раз Ильвес осмелился быть самим собой». А Марго Паюсте из Õhtuleht понять ничего и не пытается: «Вижу реакцию Ильвеса на посты Кругмана и недоумеваю. Кругман говорит об экономике, а о чем говорит Ильвес? Или с моей стороны глупо ожидать уместных аргументов? Может, простому человеку и не надо понимать, о чем спорят два выдающихся интеллектуала – лауреат Нобелевской премии и исполин внешней политики...»

Ваши речи пахнут Нобелем

Судя по статье в Eesti Ekspress, журналист Андрес Райд видит в злополучных твитах манифест либеральной идеологии и нашей «глобализированной» элиты. Он суммирует: «У всех бедняков и у тех, кто не смог приспособиться и лопочет что-то о человечности, народе и прочем, чего нельзя продать, отняты реальные перспективы и, что хуже, моральная репутация: эти люди – никто. Просто пока что глобальная элита не желает говорить об уничтожении этих „никто” открытым текстом».

Редакторы Delfi полагают, что Кругман вообще-то прав, и ссылаются на преподавателей ТТУ Райнера Каттеля и Рингу Раудла, отмечающих: в «успехе» Эстонии огромную роль играют два фактора – деньги ЕС (пятая часть бюджета 2012 года) и экспорт в Скандинавию. Иначе говоря, тем, что ВВП восстал на 7,6 процента после падения на 20 процентов, мы обязаны тому, что очень скоро может кончиться, и что тогда станет с нашим «примером для всех»? Позиция Кругмана – в кризис надо закачивать в экономику деньги – тоже кажется порталу верной: «Если все сберегают, росту взяться неоткуда. Деньги, потраченные во время кризиса, потом вернутся в виде налогов». Жаль, президенту эта логика недоступна.

Репортер Postimees Микк Салу, наоборот, считает, что «Кругману нечего сказать»: «Его не интересуют Эстония, Латвия, Литва или Ирландия – страны, которые он часто критикует. Само собой, он ничего об этих странах не знает, не понимает их бэкграунд, не знает, каковы тут политический и экономический контекст, варианты выбора, решения и дальние перспективы». Непонятно только, где Кругман «исказил факты и данные», приведя простую статистику Евростата. Впрочем, «больной европеец» Март Лаар (так подписана статья) в той же газете договорился до того, что Эстония-де доказала: теории Джона Мейнарда Кейнса, которых придерживается Пол Кругман, ложны. Чуете, как густо пахнуло нобелевкой?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх