Власть № 4. Пиво, водка и смешанные чувства

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тоска по кроне: пусть она была маленькая, зато своя!
Тоска по кроне: пусть она была маленькая, зато своя! Фото: Scanpix / Postimees

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали пьянство в Иванов день, проблемы «Нокии», скандал с обменом земельных участков и грядущее безъязычие.

На Delfi Туули Одер, глава Языкового центра Таллиннского университета, жалуется: эстонские дети много лет изучают русский язык – и все равно его не понимают! С английским у нас все хорошо, а вот с русским и немецким, если верить рапорту Европейской комиссии, – проблемы. Интерес к немецкому растет, что до русского, «с сожалением должна отметить, что огорчительно много студентов, которые в средней школе учили русский семь лет, а владеют им на начальном уровне».

Редакция Delfi добавляет: «Обязательный русский язык советской эпохи – дело прошлое, финское ТВ подростков не прельщает, по-немецки говорит только комиссар Рекс (то есть овчарка из одноименного сериала – Н.К.), а без нужды и телевидения языки не учатся...» Впрочем, о русском языке портал особо и не грустит: «Вместо того, чтобы запретить телепередачи на английском и пускать по радио сплошь рунические напевы и частушки, надо учить немецкому более прилежно». Ну а русскому? А зачем?..

Хорошо ли быть эстонцем

Что мы празднуем, когда отмечаем Иванов день? «Сам я к Иванову дню всегда относился с подозрением, – пишет в Eesti Päevaleht колумнист Андрус Кивиряхк. – А именно, я никогда толком не понимал, что это за праздник такой. Что празднуем, по какому поводу пьянствуем так, что земля трясется?» О том, что это день победы над ландесвером в войне 1919 года, помнят немногие: «Об этом дне упоминают в “Актуальной камере”, где-то проводится некий обязательный парад – и все». Еще это древний языческий день солнцеворота, но нам-то что с того? И почему нужно трескать колбасу под пиво именно 23-го? Нет ответа. Рядышком EPL поместил размышления о празднике писателя Пеэтера Саутера под красноречивым заголовком «Йоомапяэв» («Пьянов день»).

То ли праздник сыграл тут роль, то ли наша вечная осень, но СМИ на этой неделе настроились на лирический лад. «Хорошо иногда быть эстонцем! – восклицает Delfi. – Невзирая на ветшающий жилфонд, понемногу уменьшающееся население и пропахшую коррупцией политическую сцену... Глянем на север: за выходные погибло 19 финнов, из них десять утонули». Дальше перечисляются убийства, совершенные в Финляндии за последнее время. Глянем на юг – латыши проводили на выходных традиционный забег голышом. А у нас за субботу-воскресенье погибли лишь двое, и даже пьяные водители не устроили ни одной аварии, и голые мужики нигде не бегали. Красота!

Eesti Päevaleht настроен серьезнее: «Жить в Эстонии – сознательный выбор. Эстонский народ убывает не только ввиду низкой рождаемости, но и потому, что многие уезжают. Знает ли кто-нибудь кого-то, кто знает кого-то, кто не знает кого-то, кто уехал из Эстонии? Люди покидают маленькие деревни, оставляя детей на бабушек-дедушек или знакомых, потому что на родине нет работы. Уезжают образованные чиновники и белые воротнички, потому что в ЕС платят больше. Люди едут учиться. Люди едут к любимым...» Может, и хорошо быть эстонцем – но, как видим, нелегко.

Крона как евро

Со смешанными чувствами вспоминают СМИ об утерянной кроне, на которую страна перешла 20 лет назад. Тынис Оя на портале E24.ee говорит кроне спасибо: в первую очередь благодаря ей наши богатства за это время выросли в три раза, а зарплаты – почти в 25 раз. «Сегодня многие спрашивают, зачем надо было присоединяться к еврозоне, – пишет Оя. – Но выбора у нас не было: при вступлении в ЕС евровалюта стала иметь в Эстонии свободное хождение, и рано или поздно мы должны были на нее перейти. Нужно сказать, что мы, по сути, перешли на евро одними из первых – когда привязали крону к марке... В какой-то мере крона и была евро».

Õhtuleht видит в годовщине повод скорее оплакать крону, которой почти два года нет с нами: «Крона была чуть не единственной вещью, одинаково дорогой и народу, и политикам... Она была главным символом и вехой независимости. И это знак эпохи, что место нашей национальной валюты занял космополитический евро, валюта без корней». Ее газета уподобляет рублю в начале 90-х: «Когда валюта общая, слово Эстонии ничего не значит. В советское время то, что производили в Эстонии, вывозили в приказном порядке на просторы большой родины, и сейчас происходит то же самое, только на более высоком уровне: при необходимости наши деньги выведут из страны, чтобы помочь Греции и ей подобным. Парадокс в том, что в зоне рубля Эстония была одной из сильнейших стран, а в еврозоне мы – самые бедные, однако вкладываться в общее дело от нас требуют точно так же. И только когда у нас была крона, мы были по-настоящему самостоятельны».

И правда, когда скорбеть по бывшей независимости, если не после обильных возлияний Иванова дня?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх