Мы к вам, профессор, и вот по какому делу

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Коллаж Евгения Капова

Так и представляю себе картинку: Марью Иоханнесовна беседует с абитуриентами, а они говорят с ней языком незабвенного товарища Шарикова. Сутки, другие сидит профессор на собеседованиях, и вдруг понимает, что она постепенно сходит с ума. Немудрено повредиться рассудком, если вдруг к тебе заявляется юноша и изрекает знаменитое: «Мы к вам, профессор, и вот по какому делу»… И профессора Лауристин прорвало.

"Из года в год способность выпускников гимназий рассуждать снижается", сказала профессор Тартуского университета Марью Лауристин.

"С каждым годом мое отчаяние увеличивается, когда, беседуя примерно с 200 абитуриентами во время вступительных экзаменов, мы замечаем, что умение учеников извлекать как из текста, так и из наблюдения какие-либо знания и проблемы уменьшается, - сказала Лауристин. - Выпускники школ не могут ответить на очень простые вопросы, ответы на которые должны быть очевидными".

По словам Лауристин, причина заключается в том, что обучение в школе направлено на отдельные факты и даты, а вот взаимосвязям между тем, что дети выучили и что видят вокруг себя, их учат недостаточно.

По словам Лауристин, недостаточная способность рассуждать бросается в глаза и в случае с абитуриентами, результаты учебы которых очень хорошие. Она отметила, что они обладают недостаточным умением понимать значение вопроса, если только речь не идет о фактах.

Так вот, мы тоже к вам, профессор. Но дело наше заключается вот в чем. С чего это вы, женщина, умудренная жизненным опытом и солидным багажом знаний, вдруг так «неожиданно» прозрели? Или кувшин терпения лопнул, и Вы более не можете спокойно смотреть, как из года в год будущее Эстонии в лице ваших абитуриентов все больше теряет «способность рассуждать»? В любом случае, спасибо вам за честность и прямоту, за то, что вы, наконец, назвали вещи своими именами. Хотя, министр образования г-н Аавиксоо с вами категорически не согласен.

"Сегодняшние выпускники школ во многом умнее, чем те, кто закончил школы десять лет назад, или чем то, какими были мы в свое время, - сказал министр профессору. - Просто у них принципиально другие знания".

"Мозги точно такие же и человек учится, - сказал Аавиксоо. - То, что они не читают такое количество книг, не значит ничего, потому что они читают другие тексты. 50 лет назад печатная книга была основным текстом, а сегодня имеется множество метатекстов".

Для объективности надо напомнить, кто такая – профессор Марью Лауристин, какой жизненный путь она прошла. Сошлемся на Википедию: Маарью Лаауристин — эстонский социолог, интеллектуал и политик. Профессор Тартуского университета. Дочь деятелей рабочего движения Йоханнеса Лауристина и Ольги Лауристин. Сестра политика и театрального деятеля Яака Аллика (сына Ольги Лауристин и Хендрика Аллика). В 1966 году закончила факультеты журналистики и социологии Тартуского университета. В 1976 году защитила кандидатскую диссертацию в Московском государственном университете.

Отсюда вытекает, что в юные годы будущий профессор училась хорошо. (Попробовала бы в те годы дочь деятелей рабочего движения учиться плохо, папе и маме партия сделала бы недвусмысленный намек за ненадлежащее внимание к дочке). Да и большинство родителей – не только известные деятели, но и простые люди - в то нелегкое время были повернуты лицом к своим детям. А уж аспирантура МГУ говорит сама за себя.

Хороша или плоха была социальная система, давшая профессору глубокие, фундаментальные знания, но факт остается фактом: Марью Лауристин получила их, а с ними – право учить других. И ей есть что и с чем сравнивать.

Однако профессор Лауристин, акцентируя внимание на следствии, не хочет так же открыто и честно сказать о причине, по которой она наблюдает деградацию образования.

Марью Лауристин повезло учиться в то время, когда еще в проекте не было министра образования Яака Аавиксоо с его сентенцией про «множество метатекстов». Это же сколько «сала» надо иметь в голове, чтобы отрицать значимость печатной книги? И, заметьте, про «принципиально другие знания» рассуждает, между прочим, тоже профессор, правда – в области точных наук. Ведь не может быть, чтобы должность министра обороны, куда Аавиксоо ранее был направлен партией, так повлияла на личность ученого.

Наверняка Марью Лауристин проводила собеседования на государственном языке. И обратила внимание на то, что даже русские абитуриенты говорят на нем уже сносно. Еще бы, ведь государственный язык – основное, на что акцентирует внимание государство. Пусть из школы выйдет человек, плохо знающий закон Ома, правописание и математику, важно, чтобы это он плохо знал на государственном языке.

Пусть физику и химию в школе преподает учитель, который и сам неважно знает предметы и неспособный работать с детьми, важно, чтобы он плохо преподавал на языке государства. Да и с преподаванием на русском дело обстоит не лучше.

В одной из русских гимназий Кохтла-Ярве дети показали фрагмент пьесы Маяковского «Клоп». Учительница русского языка с убежденностью доказывала, что дети сыграли фрагмент из пьесы «Баня». Спорить с ней при детях было неприлично, но факт остается фактом: так преподают русскую литературу в старших классах.

Что касается античной и западноевропейской литературы, тот тут вообще темный лес. Президент Ильвес вспоминает, что его любимыми писателями были Цицерон, Апулей и прочие античные авторы. Сегодняшние старшеклассники удивленно поднимают брови, когда слышат о таких творцах.

Не пробовала ли профессор в ходе собеседований поговорить с абитуриентами о свободе? Послушать их рассуждения об этом философском понятии с эстонским акцентом на картофельные очистки было бы весьма занимательно. И получила бы профессор Лауристин ответ на вопрос, что такое свобода, примерно такой: «Свобода – это осознанная необходимость иногда жрать картофельные очистки».

Какая история философии, когда в Эстонии существует только одна история – по Марту Лаару?

Я сейчас покажу уважаемому профессору картинку из школьного учебника истории для 5-го класса. Эту же картинку я показал 5 марта 2010 года спикеру парламента, тоже профессору – астрофизику Эне Эргма во время ее визита в Славянскую гимназию Кохтла-Ярве. (Увы, теперь это уже основная школа). Ее насторожила неточность в указанном в таблице времени возникновения планеты Земля. А то, что между датами рождения Христа и образования Эстонской Республики «ничего не было», уважаемого профессора ничуть не смутило.

А знает ли уважаемая профессор Лауристин, что через три недели начинается новый учебный год, а в школах Ида-Вирумаа до сих пор нет учебников, отвечающих новым учебным программам? Кстати, почитайте, профессор, эти программы, и вами овладеет не просто отчаяние, но и нахлынет волна воспоминаний, которые будут явно не в пользу нынешней системы образования.

Однако вернемся к причинам того, чем обеспокоилась профессор. Не секрет, что в Эстонии телегу политики запрягают поперед лошади (экономики, культуры, образования). И к этому в свое время солидно приложила руку сама профессор Марью Лауристин. Так на кого она жалуется теперь, изливая свою озабоченность тем, что к ней на собеседование заходят юноши и девушки со словами: «Мы к вам, профессор, и вот по какому делу»?

Увы, но умеющие рассуждать выпускники школ, сегодня в Эстонии - большая редкость. К сожалению, большинство абитуриентов все больше напоминают известных персонажей Михаила Булгакова, понимающих, что их будущее, пусть даже в должности заведующего подотделом очистки города, зависит не от умения самостоятельно мыслить, а от способности «рассуждать правильно».
 

Комментарии
Copy
Наверх