Ирене Кяосаар в суде против Тоом: директора школ стали бояться за свое будущее и карьеру

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ирене  Кяосаар
Ирене Кяосаар Фото: SCANPIX

В Таллиннском административном суде продолжается заседание по делу депутата Рийгикогу от Центристской партии Яны Тоом против КаПо. Свидетельницей со стороны Полиции безопасности выступила и представитель Министерства образования и науки Ирене Кяосаар.

«На собрании Яна Тоом говорила, что русские дети должны учиться на русском языке, поскольку в противном случае будет нанесен вред их самосознанию и они будут плохо знать предмет», - сказала Кяосаар, признав, что может ошибиться в формулировке, поскольку собрание проходило давно, и она слышала много выступлений Яны Тоом, но, тем не менее, может привести позицию Тоом в целом.

«Тоом отмечала, что эстонское общество все равно не примет русских детей, - сказала Кяосаар /.../. - Что родители должны думать о будущем своих детей и отстаивать то, чтобы дети изучали предметы на русском языке». По словам сотрудницы Министерства образования, Яна Тоом говорила эмоционально, местами вульгарно, и вызвала массовый психоз: после ее выступления находившиеся в зале родители, поддерживающие переход на эстоноязычное обучение, и родители, выступающие против него, начали обсуждать тему друг с другом.

«В русских школах стал царить страх по поводу того, что люди останутся без работы, поскольку предметы будут переведены на эстонский язык», - дала свидетельница показания. Назвать имена людей, испытывающих страх, Кяосаар отказалась. «Все директора школ боялись за свое будущее и карьеру», - отметила чиновница.

«Я считаю, что сотрудничество со школами ослабло. Они старались вести себя максимально тихо и спокойно и не попадаться на глаза Таллиннской горуправе. Об этом свидетельствует и то, что директора русских школ стали отказываться давать интервью СМИ», - сказала Кяосаар.

«Конкретный переход на эстоноязычное обучение начался в 2007 году. Ни одна школа не говорила о том, что у нее проблемы с выполнением плана развития, до февраля 2011 года, непосредственно перед выборами — тогда были созваны директора школ, попечительские советы, им говорили, чтобы они меняли план развития или ходатайствовали о сохранении русского языка, - подчеркнула Кяосаар. - В результате этого в марте 2011 года поступило сразу 11 письменных заявлений (от нарвских и таллиннских школ — ред.). С июля 2007 года я очень тесно сотрудничала с этими школами, и до этого и речи не шло о том, что процесс перехода на эстоноязычное обучение надо законодательно изменить».

«Странно, что за четыре года не было ни одного ходатайства, а потом поступило сразу 11», - добавила Кяосаар.

На вопрос защитника истца, оказывала ли Тоом давление на попечительский совет, Кяосаар ответила утвердительно: по ее словам, это произошло на собрании в гимназии Юхкентали и об этом ей говорили директора школ. Чиновница добавила, что не хотела бы называть конкретные имена, но заверила, что это реальные люди. В подтверждение своих слов Кяосаар сказала, что собрание в гимназии проводились в феврале 2011 года, а в марте пришли ходатайства от 11 школ.

«Чиновник, который, подобно Тоом, занимает высокий пост, должен оставаться верным эстонскому государству», - добавила свидетельница.

«К свержению правительства Тоом не призывала, но она призывала слушателей к тому, чтобы отойти от общепризнанной политики государства в сфере образования», - сказала Кяосаар, отвечая на вопросы адвоката.

Комментарии
Copy
Наверх