Персона. Стиллавин и его i-скотобойня

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Из окна таллиннского ресторана Сергей Стиллавин грозит интернет-быдлу.
Из окна таллиннского ресторана Сергей Стиллавин грозит интернет-быдлу. Фото: Сергей Трофимов «День за Днем»

Ведущий утреннего шоу на радио «Маяк» Сергей Стиллавин (псевдоним, от англ. «still loving», «по-прежнему влюблен») снискал себе добрую славу среди российских радиослушателей и недобрую – среди интернет-пользователей.

В Таллинне Стиллавин побывал по приглашению международного журналистского клуба «Импрессум». На встрече с общественностью он рассказывал о непростом труде радиоведущего. К моменту, когда «ДД» выйдет из печати, в сетевом дневнике Стиллавина наверняка появится запись о путешествии в Эстонию. И, надо думать, соберет эта запись не одну сотню комментариев. Не потому, что Эстония такая, а потому, что когда Сергей Стиллавин пишет в Живом Журнале или ЖЖ, на него тут же накидываются толпы раздраженных юзеров...

Ленин и крест

– Как я понял из вашего ЖЖ, в детстве вы в Эстонии бывали часто. Какой вы ее запомнили?

– Помню, на трассах стояли столы с молоком, сметаной, сыром: можно было подъехать, оставить деньги, взять продукты и уехать. И всё по-честному! Эстонию я запомнил как страну интеллигентных, честных людей, которые доверяют друг другу. Еще я ездил сюда в 1999-2000 годах, у меня тут была девушка, эстонка. Прекрасная девушка! Я запомнил великолепное пиво и простонародную еду в ресторане на трассе между Нарвой и Таллинном. В Эстонии я купил свои первые и последние кожаные штаны. И куртку, которую ношу до сих пор.

– Какие впечатления останутся от нынешнего приезда?

– Мне показали прекрасный крест – вроде за десять миллионов долларов. Крест не светится. Но это его не портит. Я порадовался: денег угроблено много, зато видно, что власть в Эстонии тяготеет к христианству. Пусть крест и похож, как мне объяснили, на какие-то нацистские символы... Но всё равно это крест. И у вас тут отличные рестораны. Впечатление от праздника жизни портит история с Бронзовым солдатом, она не вяжется с позитивным представлением об Эстонии, но власти оторваны от народа в любой стране мира. Эстонии надо брать пример с нас: в Москве вон Ленин лежит на Красной площади. И хотя российская историческая наука признала Ленина садистом, извращенцем и сифилитиком, и такому человеку на площади не место, мы уважаем людей, для которых Ленин – это память.

– До дуэта с Бачинским ваша карьера была сравнительно неуспешной...

– До середины 90-х у меня не было карьеры вообще. Мы с Геной начали работать вместе в 1996 году, какие-то наметки известности появились в 1999-м – люди полюбили нашу «Субтитру», где мы переозвучивали известные песни, нас стали приглашать на гастроли. Но в 2001 году, когда мы перебрались в Москву, про известность мы думали в последнюю очередь: быть бы живу! Я от тогдашнего стресса разжирел, а Геныч ударил по алкоголю. Стабильность появилась в 2006 году, но чтобы мы наслаждались славой – такого не было. Обычная жизнь: рано встать, сделать свою работу, подготовить всё на завтра и, может быть, что-то еще себе позволить... Но я редко себе что-то позволяю. На следующий день встать тяжело.

Как сожгли Николая Коперника

– Вас слушают миллионы. Вы ощущаете на плечах груз ответственности?

– По принципиальным моментам. Люди, которые работают на государственной станции, по статусу что-то должны государству. В отличие от спортсменки Слепцовой, сказавшей, что она на Олимпиаде никому ничего не должна... Ты можешь шутить и жонглировать словами, но в час «икс» за словами надо следить очень четко. Мы всегда следим за базаром, иначе радиостанцию лишили бы лицензии, но при этом надо сохранять некую легкость. У нас в эфире случаются провокации, скажем, в прошлую пятницу мы сказали, что Николай Коперник был сожжен на костре. Часа через полтора пришла единственная SMS-ка: «Сожгли все-таки Джордано Бруно!» Вот так...

– В интервью вы говорили: «Если бы я был, например, телевизионным деятелем, я бы занимался популяризацией жизни Путина...» Многие считают вас лизоблюдом. Откуда берется столь искренняя любовь к власти?

– Почему же «лизоблюд»? Ж*полиз!.. (Смеется.) Когда я был молод и слеп, я считал, что власть – это плохо. Однажды, когда мы с Генкой ехали в Москву получать первую нашу премию Попова, наш попутчик сказал нам золотые слова: нельзя подвергать сомнению авторитет власти. Я эту мысль воспринял в штыки, тогда у власти был Ельцин, алкоголик, уважения к нему не было.

– А потом пришел Путин?

– А потом пришел Путин, и я понял: общество должно объединиться вокруг достойного лидера. Путин, который летал на самолете и бороздил океаны на подводной лодке, стал именно такой фигурой. И я согласился с тем, что авторитет власти необходим для блага общества. Первое лицо государства надо уважать. Это как спортсмены – их надо любить, какие бы они ни были упыри...

Быдлоборец в Интернете

– У вас не только высокорейтинговое утреннее шоу, у вас еще и высокорейтинговый блог – Живой Журнал. Не секрет, что в ЖЖ у вас масса недоброжелателей. Почему?

– Проблема в том, что людям проще жить в условиях стабильности. Они привыкли к тому, что Стиллавин работает на радио, где говорит всякие резкости и гадости – раньше больше, теперь меньше – и этого Стиллавина они хотят видеть. А в Интернете Стиллавин другой – морализаторствующий. Это людей бесит. Они не могут абстрагироваться от моего образа и воспринять текст в ЖЖ, как текст любого другого Васи Пупкина. Интернет-публика – это жуткая свора, и мне льстит, что в глазах этих людей я упырь...

– Вы их очень нехорошо называете – «i-скот» и «интернет-быдло».

– Опять же, чего они обижаются, если в 95 процентах случаев это анонимы, которые скрываются под никами? Это не люди. Если они так относятся к себе, значит, они и есть скот. Обиделся – скот! Не обиделся – человек...

– В блоге вы предстаете обывателем. Пишете, что свиной грипп был создан некой американской компанией, что адронный коллайдер уничтожит Землю, что землетрясение на Гаити устроили опять же американцы...

– Блоггеры почему-то думают, что есть просто пользователи – и есть, скажем так, продвинутые пользователи с какими-то регалиями. Мне говорят: «Сергей! Немедленно проведите журналистское расследование! Опросите все стороны!..» А я не обязан. Я такой же, как вы, обыватель и блоггер. И ответственности ни за что не несу!

– А зачем вы в ЖЖ так грубы? «Голубой подонок совсем охренел!» – это про сэра Элтона Джона. Гомосексуалистов вы зовете педрилами, африканцев – ниггерами...

– Я исхожу из того, что таков язык интернет-сообщества. Того самого i-скота. Могу я иногда приколоться, оттопыриться, немножко развеяться? Мне приятно расправляться с теми, кто приходит в мой блог поругаться. Я ощущаю себя Торквемадой. А если серьезно, мне интересно наблюдать за тем, как на активность комментаторов влияют различные темы и формулировки. К сожалению, обыватель на форму реагирует острее, чем на содержание. Если замаскировать скверное содержание мягкой формой, люди воспримут сообщение радушно.

– Значит, однажды вы этот эксперимент прекратите – и начнете сеять разумное, доброе, вечное?

– Когда надоест – да. Пока не надоело.

***

Справка«ДД»:

Сергей Стиллавин

родился 17 марта 1973 года в Ленинграде. Учился на филфаке ЛГУ, который не окончил. С 1993 года работал журналистом в петербургских газетах, затем перешел на радио.

В 1996 году появился знаменитый радиодуэт Сергея Стиллавина и Геннадия Бачинского. В 2001 году Стиллавин и Бачинский переезжают в Москву, где работают на «Русском радио», радио «Максимум» и «Маяк». Дуэт просуществовал до трагической гибели Геннадия Бачинского в январе 2008 года.

В настоящее время ведет утреннее шоу «Сергей Стиллавин и его друзья». Блог Сергея Стиллавина находится по адресу stillavinsergei.livejournal.com.

Комментарии
Copy
Наверх