Своими глазами. Привидения Академии художеств

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ангел со «средневековой» фрески  еще осеняет своими крылами пустые коридоры покинутого дома.
Ангел со «средневековой» фрески еще осеняет своими крылами пустые коридоры покинутого дома. Фото: Сергей Трофимов

Часто я приписываю домам человеческие чувства. Мне кажется, что они, как люди, гордятся ремонтом, кичатся роскошными фасадами или плачут от старости и ненужности. А некоторые страшно злятся и готовы отомстить. Поэтому относиться к домам нужно нежно и бережно.

Пустое здание обычно навевает уныние. Но пустое пустому рознь. Есть такие пустые дома, в которых остались жить... нет, не привидения, что вы! В них остались старые вещи и старые воспоминания. Особенно если в этом доме совсем недавно жили молодые, веселые и творческие люди. Знаете ли вы, что здание Художественной академии на Тартуском шоссе уже пустует? Или даже не замечаете, что в окнах не горит свет и двери не хлопают, пропуская обвешанных планшетами и всех из себя таких творческих парней и девушек? Скоро старое здание вообще исчезнет с карты нашего города: в апреле его должны снести. На снос и строительство времени всего ничего: в 2011 году новая Академия должна быть готова.

Дело о сбежавшем берете

А мы с фотографом Сергеем Трофимовым – на экскурсии в пустом здании. И гид у нас замечательный – Сольвейг Янке, специалист по связям с прессой Художественной академии. Без нее мы не разобрались бы в хитросплетении коридоров и лестниц. Но самое главное – на многое не обратили бы внимания. Перед закрытием здания студентам разрешили рисовать на стенах классов, аудиторий и рекреаций все, что им заблагорассудится: лозунги, шаржи на преподавателей, объявления. Например, такое: «Кто последним видел темно-зеленый берет, прошу позвонить... Особые приметы – короткий мех, откликается на кличку Берет...»

В коридорах – горой эскизы и наброски. Конечно, гордые «гениальные авторы» переросли свои первокурсные работы и оставили их на произвол судьбы! На стенах надписи: «Не ломайте этот дом. Студенты из Румынии», карикатуры на правительство, ню, стилизации под фрески эпохи Возрождения. Не обходится и без сюра: в одной из пустых аудиторий вдруг натыкаемся на водопроводчика, который демонтирует вполне приличные с виду раковины. И в том же помещении, в еще не свинченном рабочими умывальнике – гора банок из-под гуаши. След искусства.

«История немецкой архитектуры» 50-х годов прошлого века, толстая книга в обложке из муаровой бумаги одиноко прислонена к стене в коридоре. Да чего там только нет... Неудачные скульптуры и специально, демонстративно, вызывающе разложенные на листе ватмана тапочки и перчатки. Натюрморт на тему переезда. Жизнь нескольких поколений художников Эстонии осталась на стенах этих классов и в атмосфере покинутого здания.

Баба-Яга против

Итак, Академия переехала. Она и раньше находилась в нескольких разных зданиях: старое, в начале Тартуского шоссе, давно стало тесным. А в последнее время и опасным. Мы убедились в этом, спустившись в подвал, где среди хитросплетения немолодых отопительных и совсем пожилых водопроводных труб находились учебные помещения и мастерские. Специалисты утверждают, что и вентиляционная система дышит на ладан.

Еще в 1999 году на открытии нового здания Музыкальной академии Сигне Киви, будучи в то время министром культуры, заявила, что испытывает чувство зависти, поскольку здание ЭХА уже давно требует ремонта. В течение многих лет обсуждалось, куда бы переселить художников: Батарейная тюрьма, тондиские казармы, комплекс зданий психиатрической больницы. Не имела бы ничего против тондиских казарм, а вот тюрьма и психбольница – места, конечно, малоподходящие для учебного процесса. Хотя бы из-за своей энергетики.

Cтолько скандалов разной силы и направлений было вокруг этого здания! И они не заканчиваются. Обсуждался даже проект объединения Академии с Педом, простите, с Таллиннским университетом. Из соображений экономии, разумеется.

И вот несколько лет назад был проведен международный архитектурный конкурс на проект нового здания Академии. Первую премию получил проект под девизом Art-Plaza. Его авторами были молодые, но уже известные архитекторы из двух датских бюро SEA и Effekt. Проект получился блистательный, и это отнюдь не моя точка зрения. Он уже побывал на нескольких архитектурных выставках – в Москве, в Барселоне и Венеции, про него писали все европейские профессиональные журналы. Он будет украшением датского павильона на всемирной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае.

Так что здание еще не построено, но мировая архитектурная общественность уже высоко оценила проект датчан и знает, что через год центр Таллинна украсит интересное здание.

Романсы про финансы

Но как бы архитектура ни адаптировалась сама, ее норовят адаптировать еще: удешевить, упростить, приземлить. Например, в октябре прошлого года, уже после конкурса и победы Art-Plaza, с письмом к коллегам обратился финансовый директор Академии Андри Симо. Чиновник сообщил общественности, что предполагаемое здание слишком велико. Кубатура в 32 тысячи кв. метров ни в какие ворота не лезет. И предложил два варианта, один другого краше: уменьшить габариты на 2400 кв. м (то есть со всех сторон «откусить» по чуть-чуть) или сверху урезать на 2,5 этажа.

А то, что уже оплачены конкурсный проект, детальная планировка, эскиз проекта, предварительный проект, основной проект и, наконец, рабочий проект, это как? Где вы раньше были со своими предложениями? Просто утрамбуем домик немножко и при этом совершенно за бесплатно? В конце концов экономия возобладала, и объем здания из красивой цифры в 32 000 превратился в некрасивую, но более практичную 24 768 кв. метров. Сколько эти экзерсисы сэкономили денег, общественности не доложили.

А проблемы с финансовой стороной вопроса? Я понимаю, кризис – наша священная корова, но раз взялся за гуж, так не говори гоп. То дадут деньги, то не дадут деньги. То больше, то меньше. То размахивайся больше чем на полмиллиарда, то ужимайся до 400 миллионов. Студенты даже устраивали «выставку протеста», главным экспонатом которой была туалетная кабинка, из которой раздавался голос министра финансов, который со свойственным ему высоким профессионализмом рассуждал о деньгах. Символично, однако.

***

В довершение всего возникла и до сих пор не до конца разрешена проблема... солнечного света. Дело в том, что первоначальная детальная планировка участка для строительства была изменена. Ведь планировалось 9-этажное здание, а потом оно подросло до 16 этажей. Рядом, как известно, стоит пятиэтажный жилой дом, жильцы которого уже чувствуют себя изрядно пострадавшими от башни соседней CityPlaza. Владельцы двенадцати квартир жаловались в инстанции, и их убеждали, что ничего страшного не произойдет.

С девятью квартирами договориться удалось. Трое собственников и Академия находятся в состоянии перманентных переговоров. Подсчитано, что после возведения нового здания солнце в их квартиры будет заглядывать на 11 минут меньше, чем раньше. Одиннадцать минут солнечного света. Это много или мало?

Сигне Киви – председатель жюри:

Проводя международный конкурс проектов здания Эстонской художественной академии, мы хотели найти лучшее архитектурное и функциональное решение для здания, которое в будущем должно стать центром эстонской художественной жизни. Мы искали идеи, которые могли бы придать имеющемуся городскому пространству оригинальный и своеобразный внешний вид, не забывая при этом об экологии и экономии. Мы искали здание, в котором хорошо было бы создавать произведения искусства.

Сигне Киви – художник:

У меня сейчас приподнятое настроение. Новое здание предоставляет художникам новые возможности. Художественная академия поворачивается лицом к городу и обществу. Перед зданием образуется большая открытая площадь, где можно созидать прямо на глазах горожан. Эта площадь искусств должна стать в центре Таллинна особенным местом, открытым для всех творческих личностей.

Сигне Киви – ректор:

Как ректор Художественной академии, надеюсь, что концепция проекта будет осуществлена на благо развития вуза. Для Академии новое здание – это стимул к изменению. Оно предполагает новые отношения между различными факультетами, чего старое здание в силу своей тесноты не могло дать своим обитателям. Вторая надежда ректора – что после переезда в новое здание у нас увеличится число иностранных студентов, и это сделает Академию по-настоящему международной.

Сигне Киви – жительница Таллинна:

В новом здании Академии будет открыто много помещений «для всех»: конференц-зал, театральный зал, учебные классы, которыми могут пользоваться не только студенты, но и таллиннские школьники и взрослые, желающие научиться изобразительному искусству. Открытая библиотека, картинная галерея, даже столовая. Все это будет доступно для горожан.

Комментарии
Copy
Наверх