Власть № 4. Химия и шизнь эстонской политики

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Не пора ли премьеру переквалифицироваться в рабочие Elcoteq?
Не пора ли премьеру переквалифицироваться в рабочие Elcoteq? Фото: Scanpix/Postimees

Рубрику ведет Олеся Лагашина, тел. 666 25 18

Голубые, розовые, фиолетовые

Помнится, еще в начале марта в интервью «Независимой газете» президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес заявил: если его пригласят в Москву на празднование 9 Мая, он поедет. На этом беседа и закончилась, а, как мы знаем от Штирлица, запоминается последняя фраза.

Интервью было опубликовано 5 марта, примерно об эту же пору российский посол, по данным DzD.ee, передал Ильвесу медведевское приглашение. И вот, спустя почти две недели, чуть ли не по дороге в США, Ильвес дал ответ: «В Москву! В Москву!» О чем он лаконично сообщил агентству BNS.

Четвертая власть немедленно принялась интересоваться у всех встречных и поперечных, хорошо ли, что Ильвес уедет. Марко Михкельсон в своем блоге уже заранее предупредил, что ехать в Москву нельзя, потому что Ильвесу не место под портретами Сталина. Свен Миксер, напротив, на страницах Postimees сказал, что можно не сомневаться в том, как Ильвес толкует историю: никто в 1944 году Эстонию не освобождал, поэтому за президента в Москве можно не волноваться. Марью Лауристин заявила Eesti Päevaleht, что Ильвес делает верный шаг, добавив, что «если он готов ехать в Москву, значит, он достаточно хорошо для этого подготовился». Экс-посол Март Хельме, конечно, недоволен. Он сообщил Postimees, что не видит в визите абсолютно никакого смысла, никто с Ильвесом на высоком уровне общаться не будет, а вот про «Мистрали» и портреты Сталина забывать нельзя. А его достойный сын Мартин так и вовсе разослал газетам сообщение о том, что президент подрывает основы эстонской государственности.

Спросили, естественно, и у Арнольда Рюйтеля, который пять лет назад от подобного приглашения отказался. Тот уклончиво промолвил, что за пять лет многое изменилось, а «президент волен в своих решениях». Впрочем, реакцию местных политиков и политологов можно было предугадать и без лакмусовой бумажки: всем и так известно, кто голубой, кто розовый, кто вообще даст фиолетовую реакцию. А вот какую реакцию даст визит Ильвеса в Москву, предсказать пока трудно: большинство сходится на том, что не даст никакой, другие надеются на потепление отношений. А третьи вспоминают про шаманский бубен в Ханты-Мансийске и скандальную выходку Ильвеса на конгрессе финно-угорских народов, которым он рассказал о праве нации на самоопределение. В любом случае, скоро мы увидим, хорошо ли подготовил Ильвес свою роль на этот раз.

Переклинило на клике

Министр юстиции Рейн Ланг продолжает активно продвигать свой законопроект «О защите источников средств массовой информации», который поддержан правовой комиссией парламента и, по данным Delfi, 7 апреля будет вынесен на рассмотрение Рийгикогу. Справедливости ради надо отметить, что в самой правовой комиссии – в отличие от правительства, одобрившего законопроект под самый Новый год, – признали, что документ нуждается в доработке и согласовании позиций заинтересованных сторон.

Заинтересованных же сторон у нас три: издания, читатели и органы. Первая сторона высказалась 18 марта, когда шесть крупнейших эстонских газет вышли с пустой полосой – кто с первой, кто с внутренней. Позже к акции присоединились русские газеты.

Редакции крупнейших эстонских газет в своих передовицах были практически едины: цензура набирает обороты. Что же касается другой заинтересованной стороны, то, как пишет Postimees, на пресс-конференции правительства это самое правительство в лице министра внутренних дел Марко Померанца выдавило из себя утверждение, что эстонская пресса себя переоценивает, а своими пустыми полосами, по сути, исключает себя из дискуссии.

Так совпало, что несчастному Лангу в эти же самые дни привелось держать речь на конгрессе Союза газет. В числе прочего этот достойный гражданин, как сообщает портал ERR, заявил: «Я избран в парламент народом, чтобы защищать честь и достоинство частных лиц, а также их интересы... Почему-то какая-то клика в Эстонии считает, что может определять, как в Эстонии пишутся законы?» Законы, по его глубокому убеждению, вообще не могут приниматься под давлением общественности, «это неприемлемо в рамках классической представительской демократии».

В общем, дивный повод получила оппозиция, чтобы критиковать власть. Эйки Нестор в своем блоге ответил министру: «Общественная власть потому и общественная, что должна общаться с гражданами открыто и честно, а не прятаться за бумагами с печатями, чтобы уберечь тех, кто принимает решения, от общественного интереса». От ответственности – следовало бы еще добавить.

Но, пожалуй, наиболее уничтожающе высказался исполнительный редактор Eesti Ekspress Тармо Вахтер: «Проталкивая этот закон, Ланг хочет, чтобы не говорили о свинствах элиты». В эфире TV3 он привел в пример закрытые судебные заседания, о которых, в случае принятия закона, в прессу вообще ничего просачиваться не должно. А это, как правило, связано с коррупцией в высших эшелонах власти и, безусловно, представляет общественный интерес. Впрочем, с точки зрения правящих политиков, вероятно, общественный интерес заключается в том, чтобы пресса интересовалась этими политиками как можно меньше, и желательно – только при помощи официальных пресс-релизов.

Застой в голове

В понедельник на суд общественности был представлен ежегодный Отчет о развитии человеческого потенциала в Эстонии. Один из основных авторов исследования, Пеэп Мюхлс, сказал ERR, что в числе главных посылов отчета – необходимость научиться мыслить позитивно. Но главный редактор документа, Марью Лауристин, выразилась менее оптимистично, указав, что в обществе начинается застой, который порожден застоем в головах.

В документе, как пишет Eesti Päevaleht, поднимается огромное количество тем – от отсутствия социальной мобильности (сегодня почтальон вряд ли станет миллионером) до гендерного неравенства. Особо указано на проблемы русских на рынке труда, которые, даже будучи местными жителями во втором поколении, ощущают на себе дискриминацию. Прямо скажем, удивительную новость обнаружили социологи.

Õhtuleht тем временем обращает внимание на мнение Эрика Терка, который предупреждает, что влияние Западной Европы на мировую экономику к 2020 году снизится, на первое место выйдут страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай. В связи с чем самое время Эстонии выработать новую экономическую политику.

В целом, несмотря на изначальный посыл о необходимости мыслить более позитивно, отчет о развитии в 2009 году человеческого потенциала в Эстонии был воспринят с прискорбием. Но неистребимы в нашей стране оптимисты, первый из которых сами знаете кто. Комментируя исследование, Андрус Ансип сказал: «Я этот отчет прочитал, и в нем, действительно, без какой бы то ни было опоры на цифры, говорится, что среди стран Евросоюза в Эстонии самое большое неравенство в распределении доходов, – приводит Postimees слова премьера. – Это ложное утверждение! Это утверждение нисколько не соответствует действительности, ему нет никакого статистического подтверждения!» А Õhtuleht приводит еще более прекрасную цитату из премьера: «Тем же, кто думать не умеет, нет смысла и напрягаться над этим чтивом». Судя по всему, премьер и не напрягался.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх