Лошадиная религия

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Алан (Александр Синякович) демонстрирует наезднице Джилл (Татьяна Егорушкина) навыки фехтования подковочисткой.
Алан (Александр Синякович) демонстрирует наезднице Джилл (Татьяна Егорушкина) навыки фехтования подковочисткой. Фото: Сергей Трофмов

Преклонив колени перед изображением лошади, полуголый подросток бормочет невнятицу и страстно хлещет себя по спине жокейским стеком...


16 апреля в рамках фестиваля «АртФрик» состоялась самая необычная премьера Русского театра этого сезона – спектакль «Эквус» (на латыни «equus» – «лошадь») по пьесе Питера Шеффера, впервые поставленной в 1973 году. Идея пьесы пришла к Шефферу, когда он прочел сообщение из полицейской хроники: на конюшне лондонского пригорода 17-летний подросток выколол глаза шести лошадям. Зачем он это сделал? В чем был смысл столь зверского и странного преступления? Британский драматург придумал тинейджеру мотивацию, а заодно написал реквием по духовной свободе в современном обществе.

Почему пьеса нашумела в свое время и шумит до сих пор – понятно: это амальгама самых острых тем, волновавших западную цивилизацию последние сто лет. В «Эквусе» есть религия, секс, насилие, психоанализ и осуждение мании потребления. Этот гремучий коктейль актуален до сих пор, о чем свидетельствуют новые постановки «Эквуса» на европейских сценах. Пару лет назад главного героя пьесы Алана Стрэнга сыграл сам Дэниэл Рэдклифф, гаррипоттер нашего времени. По ходу действия Рэдклифф выходил на сцену голый, что вызвало среди его поклонниц нездоровый ажиотаж.

Или, наоборот, здоровый? Во всяком случае, фанатизм девушек куда здоровее тех чувств, которые Алан Стрэнг (в постановке Натальи Лапиной его играет Александр Синякович) испытывает к парнокопытным. Не из чистого же садизма он выкалывал глаза лошадям! Докапываясь до подоплеки кошмарного поступка, психиатр Мартин Дайзерт (Сергей Черкасов) обнаруживает, что для Стрэнга лошадь заменила Бога. Отец мальчика (Олег Рогачев), печатник по профессии, считает себя человеком просвещенным, и он, конечно, атеист; мать (Татьяна Маневская) – женщина религиозная, но религиозность ее, как это часто бывает, имеет мало общего с верой. Под противоречивым влиянием родителей в сознании Алана формируется удивительная идея: место Jesus’а занял Equus, Бог стал «конем небесной красоты», чье изображение украшает комнату подростка.

Потому что XX век отказал в существовании Богу, но потребность верить, поклоняться, стремиться к недостижимому идеалу никуда не делась. Особенно в мире, кишащем ложными богами – рекламами, которые постоянно цитирует Алан. Красочной, но неискренней реальности двойных смыслов (отец Алана всё время приговаривает: «Если вы понимаете, что я имею в виду...») подросток противопоставляет чистоту Откровения, белого коня Апокалипсиса, на котором скачет Верный и Истинный, победитель дьявола. Алан находит нового Господа и Отца взамен собственного, глуповатого и никчемного.

А потом он встречает красивую девушку-наездницу (Татьяна Егорушкина), и действие разворачивается по древней, но ничуть не устаревшей схеме: первородный грех, изгнание из рая... Только внутри лошадиной религии. И с непредсказуемыми для нового Бога последствиями.

«Эквус» – постановка современная и для Русского театра, увы, не слишком типичная. Это очень мощный спектакль, за что в первую очередь следует благодарить актеров, каждый из которых благодаря тонкой игре стал фрагментом мозаичной драмы, и визуально-музыкальное оформление: благодаря компьютерной анимации малый зал театра превращается в подобие 3D-кинотеатра, зритель проникает в мечты безумного подростка, несется по полю на спине божественного Эквуса... Эти мечты, эта свобода, эта страсть Алана Стрэнга более чем убедительны. И вот уже психиатру снится, будто он – жрец в золотой маске, режущий «стадо детей» с глазами своего необычного пациента. Дайзерт не понимает, сотворит ли он благое дело, если излечит Алана от почитания лошадей: ведь альтернативой даже такой религии будет мир без Бога, фальшивый от и до.

Проблема в том, что всё это придумал интеллектуал Питер Шеффер. А ослепивший лошадей подросток, может, никакими экзистенциальными проблемами и не мучался. Так стоит ли оправдывать маньяков?

Комментарии
Copy
Наверх