Культура. Кокетливая бабушка-политика

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
На фоне эмблемы «Единой Эстонии» Серго Варес произносит зажигательную речь о том, куда делись деньги и у кого их можно и нужно отнять.
На фоне эмблемы «Единой Эстонии» Серго Варес произносит зажигательную речь о том, куда делись деньги и у кого их можно и нужно отнять. Фото: Сергей Трофимов

«Что меня всегда поражало в Тарту: интеллигентный, университетский город – а выбирает всегда реформистов!..»

Это лишь одна из множества весьма неполиткорректных (от слова «политика») шуток, прозвучавших в пятницу, 7 мая, в зале таллиннского Saku Suurhall на съезде новой партии с гордым именем «Ühtne Eesti» – «Единая Эстония». Точнее, на грандиозном спектакле Театра NO99, имитировавшем этот самый съезд, с актерами, которые якобы решили податься в большую политику. Причем до самого конца было неясно, на самом деле они меняют профессию – или, как и полагается шутам гороховым, придуриваются.

У Ансипа видения!

Уникальное представление собрало более 7000 зрителей, ставших участниками съезда. Билеты раскупили почти мгновенно. Загодя устроена была пропагандистская кампания. Ажиотаж нарастал. «Единую Эстонию» широко обсуждали в прессе. Настоящие политики почти единогласно возмутились ненастоящими – или, как Сависаар в своем блоге, восхитились, немедля предложив лицедеям теплое местечко под своим крылом. Никто не понимал толком, чего от 7 мая ждать. Что, если они взаправду создадут новую партию, которая составит – не дай господи! – здоровую конкуренцию всем нынешним, не раз проштрафившимся и избирателю изрядно обрыднувшим?

Господа актеры не подвели: «съезд» превратился в праздник политической издевки. Не обиженным не ушел никто. На орехи досталось и тем, кто присутствовал в зале лично (министру обороны Аавиксоо, например), и тем, кто в это время нервно грыз ногти в своих резиденциях. Ведущий Яак Принтс рассказывал о том, как организовать на съезде работу клакеров, как создать партийное молодежное движение (вечеринка с шампанским, полуголые девицы в сауне, стрельба кетчупом по портретам Андруса и Эдгара – и вся молодежь твоя!), как задавить оппозицию и выгодно провести коалиционные переговоры. Политический процесс подвергся вивисекции по всем правилам театрального искусства. Зал дружно скандировал бессмысленные лозунги вроде «У Ансипа видения!», «Сависаар – не Лаар!» и «Эстонец – государственник!» Получил свое и нынешний президент – перечисляя лидеров соцдемов, Принтс поименовал профессию Ильвеса как «зарубежный эстонец»...

Затем настала очередь собственно съезда. Под оглушительные барабаны, развевающиеся флаги и вопли ведущего (намеренная параллель со съездом национал-социалистов, воспетым Лени Рифеншталь в «Триумфе воли») на сцену взошли новоявленные политики, в их числе – фюрер, простите, лидер «Единой Эстонии», худрук Театра NO99 Тийт Оясоо, отпустивший по такому случаю бороду а-ля Николай II. Зазвучали оглушительные популистские речи. Местами здравые – о справедливом перераспределении доходов; местами бессмысленные – о том, что Эстония сказочно обогатится, если станет продавать песок с морского дна: «Нам нужна земля, нам нужны острова, а зачем нам морское дно? С детьми по нему гулять, что ли?..» Инга Салуранд риторически вопрошала зал: «Разве эстонец сейчас – хозяин своей судьбы?» – и вдруг перешла с тем же вопросом на русский, за что получила от растроганного зрителя восторженное русское «жжешь!..»

За что не любят русских пяттей?

Закончилось всё, конечно же, подтасовкой результатов голосования. Оясоо был избран главой партии; под гимн «Единой Эстонии», исполняемый Тынисом Мяги, Ленной Куурмаа и хором девочек в эстонских национальных костюмах, купаясь в сиянии софитов и золотых блестках, он вознесся на трибуне над залом, чтобы донести до участников съезда простую и ясную мысль: вы совсем не обязаны выбирать тех, кто рвется к власти. «Вы свободны».

В общем, как пелось в гениальном советском фильме «Трест, который лопнул»:

Лобзай младенцев перед объективом,

О трудном детстве говори счастливо,

С три короба наври про рай земной,

И выборная должность – за тобой!

...Румяное, морщинистое личико,

В руках вязанье, букли с сединой:

Кокетливая бабушка-политика

Желанней многим барышни иной.

Актеры Театра NO99 не боятся ничего. Настолько осточертела им эстонская политика, что они посвятили ей масштабный розыгрыш, по ходу которого высказали о власть имущих всё, что думают. И если бы только о них! В одном из видеороликов актер Андрес Мяхар – в деловом костюме, на крыше дома, с эстонским флагом в руках – раздраженно посылает persseвсех подряд, от Сависаара до Ансипа, от крестьян до сетевых комментаторов, и русских тоже: «А знаешь, почему? Потому что я понимаю, что вы тоже люди, что вы ни в чем не виноваты, что я должен испытывать к вам симпатию, потому что я не знаю вашего языка, и когда вы на моих глазах покупаете себе чизбургер и говорите “аттин тиспургер, пассалуста!” – меня это злит, так что, русские пятти, mine persse!» Блестящее объяснение бытовому шовинизму, не правда ли? В финале монолога актер посылает в том же направлении себя самого – «за то, что после стольких лет вранья, тебе, Андрес Мяхар, небезразлично, что делается наверху, за то, что ты по-прежнему на что-то надеешься...»

Так чего испугались наши политики? Судя по бешеной популярности представления (единственного в своем роде – дважды такую шутку не повторишь), народ жутко изголодался по адекватным политическим деятелям. Тут есть чего бояться. Другое дело, что на волне народных ожиданий к власти запросто может прийти – и скорее всего придет – не Франклин Делано Рузвельт или Конрад Аденауэр, а какой-нибудь Адольф Гитлер. Съезд «Единой Эстонии» показал и это тоже.

Разумеется, ни в какую политику актеры Театра NO99 не пойдут. Что правильно: иначе они перестали бы быть актерами. А все-таки – жаль. Хорошие умные люди в коридоры власти забредают редко. Да есть ли они там вообще?

Комментарии
Copy
Наверх