Плановая безработица

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Михаил Стальнухин
Михаил Стальнухин Фото: Teet Malsroos / SL Õhtuleht.

Безработица в Эстонии характеризуется тем, что она была тщательно спланирована и столь же старательно поддерживается, она политически выгодна правящей коалиции и не представляет никакой экономической опасности для правительства.

Спланированность

Через несколько дней после «бронзовой» ночи меня пригласили на ЭТВ в передачу «Форум». Для понимания дальнейшего необходимо знать, что в предшествовавшие годы в Нарве регулярно проходило обсуждение ситуации с безопасностью на железной дороге — огромное количество эшелонов, в том числе с опасными грузами, горючим и химикатами, тревожили нарвитян. Нарва неоднократно обращалась в правительство с предложениями перенести сортировочную станцию за пределы города. Так вот, когда нас, участников передачи, рассаживали за стол, проверяли грим и работу микрофонов, Урмас Паэт, министр иностранных дел Эстонии, обратился ко мне со словами: «Ну вот, теперь Нарве нечего бояться взрывов и прочих техногенных катастроф на железнодорожной станции — скоро никакого российского транзита не останется…» Остальные министры, Аавиксоо и Пихл, поддержали Паэта смешками. Они прекрасно знали, что делают, и зачем.

На сегодняшний день известно, что за три миновавших с апреля 2007 года государственный бюджет Эстонии потерял на сокращении транзита более 20 миллиардов крон, «ушли» в туман десятки инвестиционных проектов на российском капитале. Влияние «бронзовой» ночи на занятость вычислить сложно, но ясно, что речь идет о 10-20 тысячах рабочих мест.

Спустя полтора года правительство решило побороться за евро. Первым делом ограничили доходную базу местных самоуправлений и лишили их возможности взятия кредитов на текущие работы. В одной только Нарве это оставило без работы десятки фирм, всего около 1 500 человек. В переложении на Эстонию речь идет о 25-30 тысячах безработных.

Отдельная песня – Норд-Стрим. Первоначально его прокладка предполагалась по более дешевому варианту, вблизи побережья Эстонии. Истерический вой, поднятый парламентом, правительством и отдельными озабоченными, привел к тому, что «сливки» с газопровода будет снимать Финляндия: 1,2 миллиарда евро дополнительно в госбюджет, около 10 тысяч новых рабочих мест – это не кот наплакал.

Можно продолжить перечисление, но стоит ли? Правительство Эстонии вполне осознанно работает на рост безработицы, ничего и никого не боясь. А есть ли у него поводы для опасений?

Экономической опасности нет

Ее действительно нет – для правительства, живущего по принципу «умри ты сегодня, а я – завтра». Если государству не хватает средств для исполнения своих функций (читай – удовлетворения своих прихотей), оно просто в очередной раз повышает налог с оборота, акцизы и пошлины, сокращает перечисления местным самоуправлениям и старательно сдерживает рост социальных пособий. Эстония уже попала в число самых бедных в Евросоюзе, но правительство Ансипа это не смущает. Он и его кабинет министров будут по-прежнему выкручиваться за счет населения, в основном – самой бедной его части, ничего не опасаясь. 

Есть устоявшееся мнение, что высокая безработица – гвоздь в гроб любого правительства, ее, эту безработицу, своими руками слепившего. Может, это и верно по отношению к другим странам, но в Эстонии не работает. Даже наоборот – она выгодна. Она повышает, в частности, цену распределяемых госсектором финансов, позволяя получать в обмен на них политическую поддержку.

Депутат-реформист Игорь Грязин – живая иллюстрация сказанному. Он спокойно отказывается платить штраф за неправильную парковку, поскольку, по его мнению, Таллинн неправильно ее организовал. А у кого-нибудь из нас есть возможность отказаться платить налог или акциз, обосновывая это тем, что правительство бездарно строит экономическую политику государства? То-то же.

Пора всем осознать, что правительству безразлично и количество безработных, и число неработающих предприятий – они никак не повлияют на его успешность в ходе парламентских выборов.

pixelstats trackingpixelПолитическая выгода

У каждой политической партии – свой электорат. У реформистов это – выше среднего обеспеченные избиратели, на которых Партия реформ и сконцентрирована. То, что, как недавно выяснилось, наиболее богатые получают около 70 процентов семейных пособий – позор для страны. Это уже не Европа – это Африка. Но реформисты четко ведут свою линию, им обеспечена поддержка тех, в интересах кого они работают. Ну и что – высокая безработица? В каких долях процента, десятых или сотых, исчисляются поклонники Партии реформ в очередях в Töötukassa? Их, говоря попросту, безработица не колышет. Реформисты знают, что процентов 30 электората – за них, а все остальные – да гори они синим пламенем.

IRL находится в несколько иной ситуации, но тоже не должен особо переживать. На него работает пещерная ксенофобия, ставшая в Эстонии нормой. Скажи «патриотически» настроенному эстонцу, переживающему финансовые трудности, что безработица среди русских (которых в три раза меньше) – в три раза выше, и он уже успокаивается. Думаете, случайно в новостях, посвященных рождаемости, всегда особо подчеркивается, что, хотя в целом по году – минус, тем не менее – прирост населения среди эстонцев позитивный? Растущее количество живущих по принципу «свое дерьмо не воняет» растет с каждым годом, и это верные 15% поддержки на выборах для IRL.

Добавьте к этому отлично поставленное информирование населения в нужном правящим партиям ключе. Владельцы СМИ готовы с собачьей преданностью отрабатывать любой каприз банды Ансипа. Если кажется, что взято направление на продажу Ээсти Энергия – будут писать о том, как это необходимо для поддержания экономики. Если правительство поменяет точку зрения – тут же, как флюгера, разворачиваются СМИ.

Бояться каких-то массовых народных выступлений Реформе и IRL тоже не приходится. Толпа состоит из отдельных людей, но русские не выйдут с протестами ввиду растущего отчуждения («Разбирайтесь сами со своими проблемами!»), а эстонцы, которым уже с китайской тщательностью промыли мозги, в массе своей не понимают, что идеалы независимости не имеют ничего общего с погибающей, быстро превращающейся в колонию иностранного капитала, страной.

Коалиции не стоит бояться ни отдельных представителей госструктуры, президента, например, или канцлера права, поскольку жизнь уже показала – они лишены твердых принципов и никому не опасны.

Итог: безработица в Эстонии была тщательно спланирована и столь же старательно поддерживается, она политически выгодна правящей коалиции и не представляет никакой экономической опасности для правительства.

www.stalnuhhin.ee

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх