Акцент. Забудьте о «пятой колонне»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Ания Исхакова

К подобным инициативам принято относиться с подозрением. Если Россия кого-то к себе зазывает, значит, она чего-то хочет. Чего именно?

С 24 по 27 мая в Петербурге прошло мероприятия с длинным названием «IIIПетербургский форум молодых соотечественников, проживающих за рубежом, и работников зарубежных русскоязычных средств массовой информации».

Фактически речь шла о двух форумах – Молодежном и Медиа-форуме. Молодежь слушала просветительские лекции и обсуждала проблемы «соотечественных» организаций зарубежья; журналисты участвовали в организованном журфаком СПбГУ семинаре «Практическая журналистика сегодня», который с профессиональной точки зрения был более чем интересен. Эстонию представляли три участника: руководитель молодежной организации SiiN Игорь Иванов, журналистка еженедельника «Инфопресс» Наталья Колобова и ваш покорный слуга.

Многоликое зарубежье

Сторонники теории заговора вряд ли поверят в то, что форум был призван (цитирую программу) «помочь молодым зарубежным соотечественникам укрепить связи с родиной предков, обсудить проблемы сохранения культурной общности, повысить свой профессиональный уровень». Увы, сторонники теории заговора не поверят ничему, кроме одного: всех участников форума завербовал КГБ. То есть, простите, ФСБ. Жаль разочаровывать этих людей, но никто никого не вербовал и даже не пытался.

Как я понимаю, в первую очередь такие форумы – прекрасная возможность получить обратную связь, узнать, чего хотят зарубежные соотечественники. Вопросы поднимались самые разные: поддержка конкретных проектов вроде съемки документального кино о русских общинах, проведение в зарубежье выставок из коллекций Эрмитажа и Русского музея, сохранение чистоты русского языка и его распространение по планете («русофония», как метко окрестила это явление журналист из Франции), помощь в подготовке выпускников, которые хотят поступить в российские вузы...

Проблемы всюду свои, подход России к ним тоже разнится. Тут сказывается и разнородность зарубежных русских: одно дело – дальнее зарубежье, где русские общины, как правило, сравнительно невелики и интегрированы, а то и ассимилированы в жизнь страны; другое – зарубежье ближнее, бывшие страны Варшавского договора; и совсем третье – бывшие республики СССР, включая Эстонию. Где-то русские живут в мире с титульной нацией, где-то их, как меньшинство, дискриминируют.

Командовать парадом никто не будет

Конечно, форум – это и средство донести до его участников, чего именно хочет Россия. Не раз и не два представители властных структур РФ подчеркивали, чего Россия точно не хочет: создавать в других государствах «пятые колонны», ставить зарубежным русским задачи и командовать их дружными отрядами. Не хочет в том числе по прагматическим соображениям; как выразился председатель Комитета по внешним связям Петербурга Александр Прохоренко, «поезд уже ушел» – лет 15 назад, когда Союз только развалился, подобные действия еще имели какой-то смысл, но не сейчас.

Прохоренко объяснил: безусловно, Россия рассматривает зарубежных соотечественников как агитаторов и пропагандистов – но не российской политики как таковой, а скорее русской культуры и русского языка. К слову, асимметрия отношения к учреждениям культуртрегерского типа прослеживается и в Эстонии. Полиция безопасности упоминала в своих отчетах «Русский мир» и Институт Пушкина, однако никому не приходит в голову назвать Французский культурный центр «орудием Елисейских полей». Точно так же лояльность Китаю китайских эмигрантов-хуацяо вовсе не означает, что эти китайцы – «пятая колонна». Почему зарубежные русские часто рассматриваются как потенциальное «орудие Кремля»?

Впрочем, о политической лояльности на форуме речь даже не заходила. Все понимали, что в этом вопросе сколько людей, столько и мнений. Участников объединяли не политические убеждения (как раз они разнились зачастую диаметрально), а тот факт, что все они не готовы окончательно ассимилироваться, раствориться в стране проживания и забыть родной русский язык.

Выбор Маннергейма

Кого-то может огорошить то, что РФ не хочет «подавать сигналы и держать под уздцы». Россияне считают, что инициатива должна перейти границу: организация зарубежных русских – дело рук самих зарубежных русских. Россия готова помогать, но руководить процессом не хочет. Может, еще и потому, что не питает в отношении нас особых надежд: как отмечалось на форуме, во время российско-грузинского конфликта, когда европейские СМИ толком не разобрались в ситуации, у 30 миллионов проживающих в Европе соотечественников не появилось желания как-то высказаться по этому поводу.

По словам Александра Прохоренко, Россия, конечно, заинтересована в поддержании атмосферы доверия к тому, что в стране происходит, к ее внешней и внутренней политике, и надеется на лояльность зарубежных соотечественников: «В каком-то смысле это тоже средство внешней политики. Маршал Маннергейм дважды имел возможность сровнять Петербург с землей – и дважды этого не сделал: он отказался поддержать войска Юденича и не подчинился давлению Гитлера во время Второй мировой войны. И всё потому, что Маннергейм молодость провел в Петербурге и у него рука не поднялась на этот город...»

В формулировке Прохоренко цель РФ в отношении зарубежья – сделать так, «чтобы зарубежные соотечественники относились к России пусть не с бòльшим уважением, но хотя бы с бòльшим пониманием». Цель вполне достойная. И, главное, не имеющая ничего общего с вмешательством во внутренние дела иных государств. Хотя сторонников теорий заговора в этом не убедишь. А жаль.

***

Дохлых кошек не бросать, соседских кур не давить!

Российско-эстонские отношения: что дальше?Отвечает председатель Комитета по внешним связям Петербурга Александр Прохоренко:

- Об Эстонии можно рассуждать довольно долго. Лично я считаю, что все мы, по обе стороны границы, пали жертвами колоссальной провокации. Я даже не об апрельских событиях говорю, не о Бронзовом солдате, а в принципе. Эту провокацию устроила та часть общества, которая принадлежит к эстонской элите. Им в какой-то момент, как российским большевикам в 1917 году, удалось захватить рычаги власти, и чтобы их удержать, они стали натравливать эстонское общество на Россию. Если мы вспомним историю 1917 года и посмотрим на тот контингент, который был ударной силой большевиков, мы увидим, что претензии можно предъявить очень многим выходцам из тогдашних российских лимитрофов. И они делали это с удовольствием – как и многие русские...

Произошло то, что произошло. Оседлали, начали натравливать. И в эстонском обществе не нашлось организованных сил, которые смогли бы внятно сказать: «Стоп-машина! Сбросим пар, не будем колоть друг друга иголками...» Сейчас должен наступить период, когда напряжение в котле будет сброшено. Собственно, он уже наступает. У нас в политическом плане отличные отношения с господином Сависааром, он относится к числу думающих, вменяемых и при этом полных чувства собственного достоинства политиков. Мы готовы с ним дружить и поддерживать контакты.

Очевидно, что на первых порах, хоть и говорят, что политика есть концентрированное выражение экономики, акцент нужно делать на культурно-гуманитарном сотрудничестве. Это никого не задевает и не обижает. А дальше, если, как утверждают наши либералы-экономисты по обе стороны границы, рынок является самым совершенным регулятором, жизнь расставит всё по своим местам. Главное – не плевать через забор, не подбрасывать друг другу дохлых кошек и не давить кур, случайно забежавших на соседский огород.

Комментарии
Copy
Наверх