Мнение. Всё, что вы хотели знать о манифесте работодателей, но боялись спросить

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Сергей Трофимов

Центральный союз работодателей опубликовал очередной список предложений для дискуссии о социально-экономическом будущем Эстонии.

Так ли страшен манифест, как его малюют?

Мне могут сказать, что – нет, не страшен, ведь это не инициатива чиновников, а всего лишь мнение работодателей. Государство не обязано с ними соглашаться. И вряд ли согласится – в преддверии выборов-то. На что я скажу: да, перед выборами даже Ансип не станет рыть могилу своей партии. Но предвыборная кампания стоит денег, а деньги эти даст (или не даст) бизнес, то есть работодатели. Манифест можно расценивать как деловое предложение: мы согласны вас финансировать, если вы обязуетесь после выборов сделать то-то и то-то. Бизнесмены – далеко не альтруисты. Это хитрые, циничные и жадные люди.

Чтобы понять, готова ли власть следовать указаниям манифеста, вспомним, что в июле Ансип заявил: «Средняя продолжительность жизни быстро растет, и было бы честно сказать как можно раньше, что людям придется рассчитывать на более поздний выход на пенсию». Вот работодатели и предлагают выпускать на пенсию не раньше, чем в 67 лет. Всё идет по плану.

Конечно, и в самом вредном документе можно наковырять пару здравых зернышек. Например, манифест предлагает уменьшить число чиновников. Это разумно.

Правда, что работодатели пекутся о благе государства?

Они пекутся только о самих себе. Может сложиться впечатление, что бизнес хочет спасти страну, ибо без страны он не выживет, но это не так: всё, чего хотят работодатели, – выжать из рабсилы максимум прибыли. Для этого нужно перестроить экономику определенным образом.

Преамбула к манифесту расписывает Эстонию в 2020 году как сущий рай: безработица вернулась к докризисному уровню, ВВП на душу населения вырос и так далее. Сам манифест, однако, обрекает большую часть населения на бедность и бесперспективняк. Под каток попадет и средний класс, благодаря которому реформисты держатся у власти. Этот класс надеется как-нибудь проскочить кризис, но если власть пойдет на поводу у работодателей, в экономической соковыжималке выживут немногие.

Вообще, покупаться на разговоры об экономическом росте не следует: ВВП – это сколько из рабсилы удалось выжать, а сколько этой рабсиле заплачено – другой вопрос. Кому хорошо, когда экономика растет, а безработица остается на кошмарном уровне 18-20 процентов? Работодателям!

Что сулит манифест честному человеку?

Слово из шести букв, первая «п», последняя «ц». Можно и подробнее. Итак: чего хотят работодатели?

1. Получить больше прав «в тяжелых экономических условиях уменьшать как зарплаты, так и рабочее время», то есть сделать работника еще более бесправным. Казалось бы, куда уж дальше? Переписанный под давлением работодателей Закон о трудовом договоре и так не оставил от прав работника камня на камне. Но бизнесу всё мало. Благодаря изменениям в законе безработица у нас – огромная и долговременная. Мы могли бы вслед за Германией изменить закон в пользу работников и остановить рост безработицы, однако работодателям важнее была прибыль. Теперь они хотят придушить нас пуще прежнего.

2. Запретить забастовки в поддержку других бастующих. Более того, запретить любые забастовки там, где выдавать продукцию или оказывать услуги жизненно необходимо. Под этим соусом можно лишить возможности бастовать, например, транспортников – чтобы не вякали.

3. Ликвидировать комиссии по трудовым спорам и дать возможность решать трудовые споры в арбитражном суде. Обратиться в такой суд совсем не так просто, как в комиссию, что опять же сделает работника более бесправным. Между прочим, в Минюсте опасаются, что арбитражный суд «может привести к некоторым злоупотреблениям».

4. Сделать всё высшее образование платным. Манифест утверждает, что такой переход даст возможность платить стипендии талантливым или необеспеченным студентам. Но это вилами на воде писано, а вот на доступности образования жирный крест можно ставить сразу.

5. Открыть рынок иностранной рабочей силе. Манифест упоминает сезонные и простые работы, и резон у работодателей может быть только один: они ищут работников дешевле здешних. Славная борьба с безработицей, правда?

6. Переложить социальный налог на плечи работника, уподобив его подоходному налогу. Сейчас подоходный берется «изнутри» брутто-зарплаты, а социальный накручивается «снаружи». Это предложение не означает автоматического уменьшения нетто-зарплаты: если сумма, которую работодатель готов потратить на работника, останется прежней, речь может идти лишь о перестановке слагаемых. Дьявол в деталях: когда закон изменят, может потребоваться перезаключение договоров, а уж какие условия при этом поставят работодатели работникам – бог весть. Кроме того, работодатели согласны оплачивать лечение работника, если он пострадал на производстве (это и сейчас их святая обязанность), но хотят, чтобы расходы на прочее лечение покрывались из брутто-зарплаты работника. Проблема, опять же, в том, на каких условиях будут пересчитываться зарплаты.

7. Поднять возраст выхода на пенсию «по меньшей мере до 67 лет». Манифест утверждает, что ожидаемая (!) продолжительность жизни в Эстонии растет; так, 65-летний мужчина сегодня может рассчитывать дожить до 78 лет, 65-летняя женщина – до 83 лет. Я не знаю, как рассчитывается этот статистический показатель, но вижу тут нестыковку: в 2008 году средняя продолжительность жизни – реальная, а не ожидаемая, – составила 68,5 года для мужчин и 79 лет для женщин. Не думаю, что с той поры что-то изменилось в лучшую сторону. Значит, если к работодателям прислушаются, мужчины будут жить на пенсии от силы года полтора-два. А потом и вовсе не доживать до пенсии – если ты теряешь работу в 50-60 лет, кому ты нужен? Так и подохнешь без медицинской страховки, уменьшив нагрузку на бюджет. Всё ради работодателей.

Есть еще «мелочи» вроде предложения уменьшить налог на дивиденды. С учетом того, что у нас нет налога на прибыль, возникает вопрос: господа работодатели, вы совсем зажрались?

И что всё это значит?

Что работодатели боятся: скоро Эстонии придет кирдык. Манифест не был бы так нагл, если бы угроза благополучию составителей этого чудного документа не была серьезной. Что дают предложения манифеста в сумме? Свертывание «социалки». Работодатели хотят уменьшить расходы (бюджетные, а значит, и собственные) на пенсии, образование, здравоохранение. Вам смогут безнаказанно урезать зарплату, с возрастом у вас будет больше шансов вылететь с работы и жить без работы, без пособий, без пенсии: больше болеть, меньше лечиться, поскорее отойти в мир иной.

К 2020 году Эстония превратится в ад. Молодежь поедет туда, где высшее образование бесплатно и сохраняется еще социальная защищенность, пожилые люди подвымрут, а в процессе бизнес будет эксплуатировать всех в хвост и в гриву. Чтобы никто не возмущался положением дел, нам запретят забастовки.

Подумайте: с чего работодателям беспокоиться о забастовках, если всё в Эстонии будет хорошо? То-то и оно, что хорошо ничего не будет, и работодатели понимают это уже сейчас. Их манифест констатирует провал так называемой «социальной» политики Эстонской Республики и заодно гробит саму республику, обещая ей утечку мозгов, приток гастарбайтеров и, как следствие, вымирание среднего класса, а с ним – поздравляю, господа националисты! – и всей эстонской нации. Жадность – страшная сила.

Комментарии
Copy
Наверх