Правящий пиар: сначала напугать, потом спасти

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вид на дом Стенбока.
Вид на дом Стенбока. Фото: Peeter Langovits

В последнее время правящие в Эстонии партии взяли на вооружение исключительно эффективный с точки зрения политтехнологий метод: напугать народ какой-нибудь страшилкой, а потом грудью встать на защиту этого самого напуганного народа.

Намедни Департамент конкуренции направил в правительство письмо, в котором предупреждает: после открытия рынка электроэнергии в 2013 году счета за электричество для домашнего потребителя вырастут на четверть. Жуть! Но, оказывается, наши министры могут спасти своих соотечественников, если уменьшат плату за восстанавливаемую электроэнергию - то есть, другими словами, не заставят всех жителей страны платить за строительство ветряных электростанций.
 
Вроде бы, все правильно, и совет к месту. Вопрос только в том, что он несколько запоздал: на днях министр финансов Юрген Лиги уже заявил, что считает необходимым вдвое сократить налог на восстанавливаемую электроэнергию. А министр экономики Юхан Партс сообщил, что парки ветряков будут строиться лишь в том случае, если средства на это мероприятие выделит Евросоюз. Получается, что департамент начал пугать нас уже после того, как министры огласили свою позицию по данному вопросу.
 
Казалось бы, к чему такие страшилки, когда бояться вроде уже нечего? Да очень просто: в сознании обывателя должны отложиться две конкретные вещи: ему грозило жуткое повышение тарифов на электричество, а мудрые и прозорливые министры спасли его от этого кошмара. И ежели в 2013 году счета вырастут не на 25, а, скажем, на 15 процентов, это должно быть воспринято как несомненная победа славного правительства в борьбе за интересы возглавляемого им народа.
 
На этом фоне такие мелочи, как введение тем же самым правительством акциза на электроэнергию, просто обязаны быть забыты навсегда. Так же как и то, что после вывода электроэнергии для предприятий на биржу ее стоимость там повысилась в полтора-два раза. А стоимость электроэнергии, если кто не знает, напрямую влияет на конечную цену любого товара, будь то корочка хлеба или будущий эстонский электромобиль. Ведь могло быть и хуже, но они там, из Дома Стенбока, пришли и спасли.
 
Точно такая же технология просматривается в истории с манифестом работодателей, предложивших ввести в стране дикий капитализм образца XIX века: платное образование, запрет на забастовки, пенсионный возраст, заметно превышающий средний возраст мужской части населения этой страны. Напугали до дрожи в коленках, так что нынешнее убогое существование показалось большей части жителей Эстонии прямо-таки капиталистическим раем. А потом пришел Ансип и сказал: не дам в обиду свой любимый народ.
 
И опять-таки на этом фоне как-то забылись 130 тысяч безработных, как минимум 50 тысяч из которых уже не получают никаких пособий, то есть вынуждены голодать. И бесконечное повышение налогов и акцизов тоже уже не кажется издевательством. И Закон о трудовом договоре, позволивший легко выкинуть на улицу большую часть из упомянутых 130 тысяч человек, также начинает представляться вполне гуманным документом. Потому что, как нам объяснили, могло быть значительно хуже. Но вот опять они, из Дома Стендока, пришли и спасли.
 
Наверное, таких чудесных спасений будет еще много. Ведь выборы - только в марте, а на евро, например, мы перейдем уже 1 января. И тут-то убедимся, что новая валюта не принесла нам обещанного процветания, а значит, принесенные ради нее жертвы оказались напрасны. А еще мы увидим, что красивые макроэкономические показатели никак не помогают упомянутым выше безработным и не приводят к повышению сниженных в кризис зарплат. Но, напомнят нам, могло быть значительно хуже, и лишь мужество правящих партий не позволило сбыться самому страшному.
Комментарии
Copy
Наверх