Мониторинг. Разжигание межклассовой розни

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Бедность. Иллюстративный снимок
Бедность. Иллюстративный снимок Фото: Сергей Трофимов

Интеграция шагнула вперед, но пропасть между русскими и эстонцами продолжает углубляться. По крайней мере, так считают сами жители Эстонии. Речь о пропасти, которую лозунгами и речами не обойти, – экономической.

Судите сами: согласно мониторингу Программы интеграции, представленному профессором ТЛУ Райво Ветиком 14 сентября, за два года, с 2008-го по 2010-й, эстонцев, которые (по собственной оценке) живут очень хорошо, стало больше на шесть процентов, а таких же русских – меньше на два процента. Число людей, живущих просто хорошо, уменьшилось в обеих этнических группах, но у русских потери значительнее. Эстонцев, которые еле справляются, осталось столько же, а бедных русских стало больше на 11 процентов.

Короче говоря, экономическое расслоение продолжается, и в процессе русские терпят куда большие убытки, нежели эстонцы. Правда, как пояснил Ветик «ДД», в реальности доходы русских и эстонцев расходятся не так сильно. Но разница всё равно значительная – настолько, что это, по словам профессора, «опасный сигнал» власть имущим: надо что-то делать, чтобы эту пропасть хоть немного засыпать. Больше инвестировать в Ида-Вирумаа, например. Хотя не факт, что Программа интеграции может существенно влиять на экономику.

В остальном, если верить мониторингу, пресловутая интеграция вполне себе происходит: эстонцы и русские общаются чаще, контакты эти более дружественны, русские всё лучше говорят по-эстонски, особенно молодежь, эстонцы всё больше говорят по-русски как на работе, так и в свободное время, а если что и встает между «русским и эстонцем – братьями навек», так это политика правительства, отношение ко Второй мировой войне и оккупации, а также – опять оно, проклятое! – социально-экономическое неравенство.

Кто же, по мнению русских, виноват в разжигании межклассовой розни? Прямого ответа мониторинг не дает, зато есть ответ косвенный. Доверие к властям в разных ипостасях разнится по национальному признаку просто катастрофически. Хуже всего выглядит президент Эстонской Республики: ему доверяют 67 процентов эстонцев – и всего 14 процентов русских. Не любят русские Ильвеса. Он не одинок: правительству доверяют всего девять процентов русских, парламенту – семь процентов, государству в целом – 16 процентов. Доверие эстонцев повыше, но, к слову, тоже невелико.

Министр культуры Лайне Янес считает, что это оттого, что русские недостаточно информированы. Они смотрят по большей части русские телеканалы и не желают понимать, что президент, правительство и парламент денно и нощно трудятся для их, русских, блага.

Еще один загадочный для властей результат мониторинга: увеличение числа серопаспортников, которые не желают становиться гражданами Эстонии.

Апологеты жесткой политики в отношении гражданства утверждают, что эти неграждане всё равно отрезанный ломоть, они одурманены российской пропагандой и по-эстонски ни бе ни ме. Увы, эту гипотезу, равно как и точку зрения г-жи Янес, опровергает следующий факт: среди тех, кто не желает себе местного гражданства, 40 процентов – люди моложе 45 лет, 46 процентов свободно говорят по-эстонски, 58 процентов считают себя частью эстонского общества, 76 процентов попросту любят Эстонию.

А гражданами ее быть не хотят. Потому что, как заявили почти все опрошенные, политика ЭР в отношении гражданства слишком сурова и несправедлива. Прибавим сюда пропасть в доходах. Картина вырисовывается неприглядная: люди хотят общаться и жить в мире, невзирая на языки и национальности, а власти делают всё, чтобы их развести – и политически, и, главное, экономически.

Как писал полтора века назад – еще до Карла Маркса – будущий премьер-министр Британской империи Бенджамин Дизраэли в романе «Сибил»: «Есть две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам... Богатые и бедные».

Связь и сочувствие у нас пока есть. Другой вопрос, долго ли они продержатся в условиях долгосрочного экономического кризиса, когда усилиями властей граница между классами почти совпадает с границей между этническими общинами. Не всё, что выгодно Ансипу и Ко, выгодно Эстонии – об этом следует помнить и эстонцам.

Комментарии
Copy
Наверх