Акцент. Ты сбит? Ты виноват!

Светлана Карабут
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Людмила до сих пор не может понять, как такое возможно: сына сбили на зебре – и его же признали в этом виновным.
Людмила до сих пор не может понять, как такое возможно: сына сбили на зебре – и его же признали в этом виновным. Фото: Сергей Трофимов

Cбитого машиной на пешеходном переходе 12-летнего мальчика обвинили в том, что он нарушил правила дорожного движения, поскольку не убедился в безопасности своего маневра.

Утром 26 февраля этого года Людмила Эрм проводила своего сына Роберта из дома. В этот день мальчик шел в школу ко второму уроку, и на улице уже светало.

Буквально через десять минут у Людмилы зазвонил телефон. «Вашего сына сбила машина на пешеходном переходе», сообщила ошарашенной матери работница киоска, который находится напротив остановки «Ööbiku», неподалеку от столичного торгового центра «Кристийне». Именно с этой остановки Роберт каждое утро ездит в школу.

Зебра за сугробом

«Это же пешеходный переход!» кричала разгневанная мать на водителя опеля, прибежав к месту происшествия. Сбил Роберта 24-летний Таави. По его словам, мальчик неожиданно выскочил из-за сугроба на нерегулируемый переход, даже не посмотрев по сторонам. Таави начал тормозить, но столкновения избежать не удалось. Когда водитель выскочил из машины, мальчик уже поднялся с земли и стоял на обочине.

«Скорая приехала быстро и увезла нас с Робертом в больницу, – вспоминает Людмила. – У сына была сломана рука, кости вправляли под наркозом. Около недели мы провели с ним в больнице. Еще месяц из-за полученных ушибов Роберт не мог ходить в школу». Хотя после несчастья прошло уже много времени, мальчик до сих пор продолжает лечиться. Недавно у него начали болеть ноги, которые тоже были ушиблены при наезде.

Роберт с ужасом вспоминает визг тормозов и испуганные возгласы прохожих. По словам мальчика, он подбежал к пешеходному переходу и, как учили взрослые, остановился и осмотрелся. Когда шагнул на проезжую часть, боковым зрением увидел, что приближающаяся к нему машина не останавливается, и постарался отпрыгнуть назад.

«Слава богу, не вперед, – с облегчением вздыхает его мама. – Неизвестно, что произошло бы тогда. Так его задело лишь боком машины: рукой он сломал боковое зеркальце».

Победила Испания

Настоящим шоком для Людмилы и ее мужа стало извещение из полиции, которое пришло в начале июня. «Виновником дорожно-транспортного происшествия признали моего сына. Поскольку он несовершеннолетний, дело прекращено. Получается, что если бы мой сын был старше, нам бы еще пришлось платить за ремонт сбившего его на зебре автомобиля», – возмущается Людмила.

Чтобы обжаловать решение полиции, у нее было 15 дней. Но как раз в это время она с сыном уезжала в Испанию. «Сестра подарила путевку, чтобы мы пришли в себя и поправили здоровье, – объясняет Людмила. – Передо мной стоял выбор: либо ехать отдыхать, либо остаться для разбирательств. Сын со слезами уговорил поехать». Перед отъездом Людмила все же проконсультировалась со знакомым юристом. Тот сказал, что обжаловать решение полиции имеет смысл лишь в том случае, если у Людмилы есть деньги на судебные тяжбы.

«Денег у нас нет. Весь предшествующий год у нас одно несчастье шло за другим: сначала сыну делали операцию, потом тяжелая болезнь и смерть моего отца, и эта авария стала последней каплей. Я эмоционально уже не выдержала бы никаких судебных разбирательств», – объясняет Людмила.

Она не держит зла на водителя. «Он молодой и сам здорово испугался. Мы не имели к водителю и материальных претензий, просто обидно, что моего ребенка сбили на зебре и при этом признали виноватым. Выходит, у нас можно безнаказанно сбивать детей на переходах?» – спрашивает Людмила.

Виноват ребенок?

В утро происшествия Таави подвозил подругу на работу. «В полиции попутчица Таави не говорила, что мальчик неожиданно выскочил на дорогу, а просто подтвердила – да, мы сбили ребенка, – говорит Людмила. – Это позже нашелся свидетель, который подтвердил, что Роберт выбежал на пешеходный переход внезапно».

«Я действительно видел, как мальчик выбежал из-за сугроба на переход и получил удар от проходящей мимо машины. Мальчик не убедился в безопасности перехода», – подтверждает свидетель Мартин. Только Людмила категорически отказывается ему верить.

«Я безумно боюсь дорог, даже не сдаю на права. Поэтому мой ребенок с детства научен, что перед зеброй, как бы ты ни торопился, надо остановиться и посмотреть, нет ли машин», – объясняет Людмила. К тому же мальчик хорошо знает свой утренний маршрут, в свою школу он ездит еще с подготовительного класса. Помимо Мартина, были другие свидетели, которые видели, как Роберта сбила машина, но никто из них не обратил внимания, как именно мальчик переходил дорогу.

Не верит мать, что мальчик бежал, еще и потому, что, надевая по утрам ему на спину ранец, она поражается весом книжек и тетрадок.

«И захочешь побежать – быстро не побежишь», – рассуждает Людмила. Что сугробы на обочине действительно были большие, она подтверждает: «Слава богу, что сугроб был. От удара машиной Роберт влетел в него головой, только это спасло его от черепно-мозговой травмы. Из-за сугроба водитель действительно мог не заметить мальчика, он у меня невысокий – всего 146 сантиметров. Но если видимость ограничена, должен же водитель притормозить возле зебры. Не может в этой ситуации быть виновным только ребенок».

Берегись пешехода

Большинство уверено: если сбит пешеход – виноват водитель. Оказывается, пешеход прав не всегда. Прежде чем определить, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие, полиция выясняет все обстоятельства, опрашиваются причастные к ДТП люди, а также все возможные свидетели. В спорных ситуациях их показания особенно ценны.

По словам пресс-секретаря Пыхьяской префектуры полиции Александры Солнцевой, в этой истории для выяснения всех обстоятельств был опрошен и мальчик, и водитель, а также несколько свидетелей. Из их показаний выяснилось, что мальчик, в надежде успеть на автобус, выскочил на дорогу неожиданно. «Собранные материалы свидетельствуют о том, что дорожно-транспортное происшествие произошло из-за невнимательности пешехода», – объясняет пресс-секретарь.

«Мы все знаем, что на нерегулируемом пешеходном переходе водитель должен уступить дорогу пешеходу, – говорит руководитель аварийной службы Пыхьяской префектуры комиссар Рене Бирк. – Однако забываем, что и пешеход, согласно правилам дорожного движения, подходя к пешеходному переходу, должен дать возможность водителю снизить скорость и затормозить. Начинать пересекать дорогу он может, лишь убедившись, что водитель его заметил и пересечение дороги безопасно. Также пешеход должен знать, что нельзя выбегать на проезжую часть неожиданно или, например, из-за припаркованных у обочины машин, остановившегося общественного транспорта или каких-либо препятствий на дороге, которые загораживают обзор водителю. Ведь в такой ситуации у водителя будет слишком мало времени, чтобы затормозить и избежать наезда».

Что касается сугробов на обочинах, в зимнее время, согласно постановлению министра экономики, их высота не должна превышать 70 сантиметров. Однако на улицах разных городов Эстонии зачастую приходится наблюдать совсем другую картину. По идее, отвечать за безопасность дорог должны городские власти. Но они переводят стрелки на снегоуборочные фирмы. Те в свою очередь оправдываются тем, что у них есть приоритетные дороги, которые считаются наиболее опасными, и они занимаются ими в первую очередь, и бывает, что на остальные времени просто не остается. Время от времени в нашей стране на снегоуборочные фирмы подают в суд пострадавшие от непогоды граждане. Но чтобы собрать объективные доказательства их вины, нужно много времени, денег, а самое сложное – неопровержимых доказательств.

Помпон первоклашки

«Пешеход всегда прав» – учит своих учеников инструктор и совладелец одной из столичных автошкол, который попросил не называть его имя в газете. «Я и сам исправно стараюсь следовать этому принципу», – говорит наш собеседник. Но он признается, что чем больше водительского опыта набирался, тем «железобетоннее» становилось его мнение о том, что пешеходы зачастую сами лезут на рожон. Причем опасные ситуации на дорогах провоцируют не только дети, но и взрослые.

«Выбегают на дорогу на красный свет, с виноватым видом дескать, извини, дорогой, на работу опаздываю, выскакивают из-за автобусов на проезжую часть, несутся сломя голову по пешеходным переходам. Пешеходный – это от слова «пешком», а не от слова «бегом», пешеход не должен забывать, что по зебре должен перемещаться размеренным спокойным шагом», – говорит инструктор. Однако, по его мнению, хотя обязанности на дорогах есть не только у водителей, но и у пешеходов, водителю нужно уяснить раз и навсегда: как только он садится за руль, он сразу же становится виноватым во всем. Потому что у водителя машины «запас прочности» по сравнению с пешеходом или велосипедистом больше.

«Хороший водитель должен сам себя страховать от возможных ДТП, – считает инструктор. – В моей автошколе есть хорошая практика: если по каким-то причинам нерегулируемый пешеходный переход не просматривается, я требую от учеников не просто сбавлять скорость, но и притормозить. Такого правила, к сожалению, нет в правилах дорожного движения. Но своим ученикам, особенно в такую снежную погоду, как была прошлой зимой, я всегда говорю: “Куда ты гонишь, из-за этого сугроба ты даже помпон от шапки первоклашки не заметишь”».

Эту систему начинающие водители часто встречают в штыки. «Но мной она проверена на собственной шкуре, – говорит инструктор. – Когда я, притормаживая, на своих 20 км/ч несколько лет назад подъезжал к пешеходному переходу, из-за огромного сугроба выбежала девочка. Я дал по тормозам и, естественно, успел остановиться».

Полиция согласна с тем, что водителям действительно надо быть осмотрительнее. Адекватный, уважающий себя водитель должен понимать, что он должен быть крайне внимателен в районе пешеходного перехода, даже если на первый взгляд на нем никого нет. Также водители должны обращать особенное внимание на детей и пожилых участников дорожного движения. Они чаще других могут быть невнимательными, а их поведение на дороге зачастую непредсказуемо.

Статистики часто ли в нашей стране в наездах на пешеходных переходах виновным признается пешеход не ведется. Но в полиции говорят, что по большей части все же ошибаются водители. Львиная доля наездов на пешеходов происходит, когда один из водителей остановился перед пешеходным переходом, а водитель в соседнем ряду пешеходу дорогу не уступает.

Впрочем, и пешеходам стоит заранее позаботиться о себе. Чтобы едущий в темноте водитель уже издалека заметил идущего пешехода и успел своевременно отреагировать, очень важно носить светоотражатель. А родителям, прежде чем позволить ребенку самостоятельно перемещаться по городу, необходимо объяснить ему правила дорожного движения. И запомните простое правило, которое, как выясняется из грустной статистики ДТП, помнят далеко не все: если есть светофор, то дорогу можно переходить только на зеленый свет. Если же это нерегулируемый пешеходный переход, то только после того, как водитель заметил пешехода, а тот убедился в своей безопасности.

Комментарий детского психолога:

Дети становятся виновниками ДТП не злонамеренно, на это влияет ряд физиологических и психологических возрастных особенностей, о которых стоит помнить и водителям, и родителям, объясняет детский психолог Майя Тамм. Например, ребенок до восьми лет плохо распознает источник звуков и концентрируется на тех звуках, которые ему интересны. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, а реакция медленнее. Времени, чтобы отреагировать на опасность, ребенку нужно значительно больше. Например, у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно одна секунда. Ребенку требуется для этого около четырех секунд. Надежная ориентация «налево-направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Если говорить об особенностях детской психологии, то внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Если внимание ребенка привлечет какой-то человек или предмет, малыш может устремиться к ним, забыв обо всем на свете: например, он хочет догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги. Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение. Результат выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Также дети часто выбегают на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или других препятствий. Бывает, что причиной аварии становится то, что ребенок бежит по пешеходному переходу. В этом нет ничего удивительного: он видит, что первая машина его пропускает, и ускоряет шаг.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх