Мнение. О потомственных негражданах

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Маргарита Черногорова.
Маргарита Черногорова. Фото: Сергей Трофимов

В законодательстве Эстонии есть понятие «потомственный гражданин»: человек, обладающий рядом неотъемлемых прав, делающих его первым среди других граждан страны по принципу правопреемственности, т.е. рождения от гражданина.

За годы восстановленной эстонской государственности возникла другая правовая группа, а именно потомственные неграждане – лица, не имеющие эстонского гражданства, и их прямые потомки, нередко родившиеся в Эстонии в четвертом или пятом поколении. Это стало возможным потому, что законодательство Эстонии опирается на теорию насильственного присоединения страны к СССР, и потомки переселенцев с 1940 года признаются потомками оккупантов. Такие люди имеют право на определенных условиях ходатайствовать о получении эстонского гражданства.

Здесь, конечно, скрыта и определенная нравственная дилемма, поскольку самим этим шагом признается не столько факт оккупации, сколько незаконность и нежелательность нахождения данного человека на территории страны, в которой родился он или его предки. Процедура получения гражданства – мучительно долгая и вялотекущая, а к тому же новый гражданин обнаруживает некоторую свою ущербность. В то же время достаточно большая часть жителей страны вообще не имеет гражданства или является гражданами другого государства, чаще всего России. Российское гражданство – это особая тема, оно чаще всего связано с желанием получить защиту государства, а не оставаться официальным чужаком на родине.

Вступление Эстонии в ЕС давало надежду на решение проблемы безгражданства и создание объединенного гражданского общества, ставящего своей целью процветание государства с учетом интересов всех народов на почве эстонского гражданства. Этого не произошло: гражданство было отнесено в компетенцию национального законодательства. Замысел объединенной Европы с самого начала предполагал создание общности народов и идентичности европейцев, но Эстония не воспользовалась этой возможностью.

В нашем обществе решение этой проблемы зависит от нравственности представителей местной элиты, которая демонстрирует усиление национального влияния на жизнь страны в целом и каждого жителя ее в частности. Их сплачивает также ежедневное практическое взаимодействие, обмен услугами, позволяющий манипулировать законами и правилами. Правовой баланс интересов и потребностей всего общества и отдельных его членов нарушен, и ярким проявлением этого стали события «бронзовой ночи». Затем в период кризиса наше общество столкнулось с проблемой безработицы, в частности, с безработицей по признаку гражданства. Добавим, что есть и незарегистрированная безработица, и основная масса здесь – неграждане.

Теория и практика ограничения гражданских или политических прав человека в зависимости от его происхождения или занятий – не новость в истории. Так, Конституция Российской Советской Социалистической Федеративной Республики 1918 года лишила избирательных прав представителей буржуазии путем установления квот и непрямых выборов. Все льготы были в пользу трудящихся, а именно – рабочих и крестьян. Этому было дано тогда и политическое объяснение: на съезде Советов в 1918 году глава Советской России Ленин подтвердил, что лишение прав фактически сложилось в силу того, что буржуазия противопоставила себя советской власти. В Эстонии в течение ряда лет таких примеров не было. Хотя можно считать, что недавний отчет КаПо должен уверить общество в обратном и сделать невозможными изменения законодательства о гражданстве.

В 1936 году в СССР была принята новая Конституция, которая ввела всеобщее избирательное право, предоставив всем равные права. Идеологическое объяснение тоже было приведено: эта мера способствует улучшению работы государственного аппарата и вовлекает массы в управление обществом.

Знакомая терминология! Перед выборами в парламент уместно поинтересоваться: какая политическая сила в стране возьмет на себя во имя объединения жителей страны и укрепления ее основ решение вопросов гражданства и создание истинно демократичного общества? Тибет, Грузия, Молдавия и прочее, столь интересующее наших политиков, право, могут подождать.

Стоит обратить внимание на инициативу центристов в парламенте о предоставлении гражданства детям неграждан, на рассуждения канцлера юстиции о концепции конституционального патриотизма, а также многократные рекомендации международных организаций, сутью которых является создание единой политической нации Эстонии и предоставление всем равных стартовых возможностей.

Со времени принятия Закона о гражданстве прошло почти 20 лет, само государство декларирует свое девяностолетие. А неграждан – больше 100 тысяч. В последнее время в нашей стране усиливается напряженность, политическая система во многом исчерпала свой положительный ресурс. Сколько это будет продолжаться?

Нынешняя политическая элита решает внутри страны прежде всего интересы свои или своих близких, вне страны она ведет себя склочно, втягивая ЕС в решение давно похороненных проблем или добиваясь увязывания европейских экономических проблем с собственными предпочтениями. Чего стоит один только «Северный поток»!

Не надо считать, что люди не хотят гражданства Эстонии: страны, в которой родились они и их предки. Просто они не хотят проходить через достаточно непривлекательную процедуру получения гражданства. И, пожалуйста, не надо про язык, российские СМИ и прочее в том же ряду. Вопрос один – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ. Лозунг «В борьбе обретешь ты право свое» вновь актуален.

Гражданство – это политический проект, и его можно осуществить при определенных условиях. А именно: диалог политических сил, заинтересованных в демократии. Второй шаг – поднять ковер, маскирующий реальную борьбу интересов: необходим прямой разговор о балансе выгод и потерь различных сил. И третий – консолидация политических сил, заинтересованных в модернизации общества, в том числе и через гражданство. Нужно выработать практичную и готовую к реализации программу-минимум. Сейчас для этого еще есть время и политический ресурс. Кстати, и моему компьютеру тоже страшно не нравится слово «неграждане»: он его постоянно подчеркивает красным как ошибку.

Член горсобрания Таллинна от Центристской партии

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх