Мнение. Сила Эстонии портами прирастать будет

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тимо Сас.
Тимо Сас. Фото: Сергей Трофимов

Мало кто знает, что Тартуский мирный договор, заключенный между Эстонской Республикой и Советской Россией, был не только пограничным, но и торгово-экономическим соглашением между двумя странами. В этом договоре был оговорен беспошлинный и безналоговый транзит российских товаров через Эстонию.

Кроме того, согласно Тартускому мирному договору, эстонские порты фактически объявлялись экстерриториальными. На практике РСФСР сохраняла контроль над основными эстонскимипортами, которые управлялись советским менеджментом. Такое положение дел сохранялось до конца 1930-х годов, когда правительство Пятса ликвидировало таможенные преференции для внешнеторговых организаций СССР.

Наши лучше

В новых условиях, после восстановления независимости Эстонии в 1991 году, значение эстонских портов для России еще более возросло. Порты – основной элемент в транспортной инфраструктуреЭстонии. Всего  в нашей стране насчитывается 101 порт. Через 31 порт осуществляются торговые и пассажирские морские перевозки.

Морские порты Эстонии – крупные, универсальные, имеющие разнообразные специализированные перегрузочные комплексы, высокомеханизированные, глубоководные и практически не замерзающие. Благодаря заходам судов регулярных линий наши порты связаны со всеми портами мира. В результате интенсивного развития транспортной инфраструктуры за последнее полтора десятилетия Эстония стала обладателем современных портовых мощностей.

В качестве примера можно привести Силламяэ, где уже фактически сформирован новый мощный транзитный комплекс. Силламяэская гавань – третья по величине в Эстонии, после портов Мууга и Таллиннского. Силламяэский порт – мультитоварный, предлагающий переработку практически всех видов грузов. Порт расположен в свободной экономической зоне, поэтому предприятия имеют возможность совершать сделки с находящимся на территории порта грузом без налогообложения. В отличие от расположенного всего в 60 километрах российского порта Усть-Луга, порт Силламяэ является незамерзающим, что позволяет выигрывать в затратах на ледовую проводку.

Я не случайно упомянул здесь один из новых российских портов на балтийском побережье. Если сравнивать возможности по перевалке грузов, которые предлагают грузоперевозчикам эстонские и российские порты, расположенные на Балтике, то это сравнение будет явно не в пользу последних.

Де-юре и де-факто

В то время как строительство портов в русской Прибалтике сопровождается постоянными проблемамии сложностями,в Эстонии без ненужного фанфаронства возникли два новых транзитных гиганта (кроме упоминавшегося Силламяэ, еще и Палдиски), которые, вместе с Таллинном и Мууга, в состоянии перехватить основную долю российских грузов даже при протекционистских мерах, вводимых правительством России. В рекордно короткие сроки была проведена масштабная модернизация всего транзитно-портового хозяйства Эстонии. В это дело, так сказать, вложился не только эстонский, европейский, американский, но и, что весьма симптоматично, российский капитал. Например, половина акций того же Силламяэского порта принадлежит питерским бизнесменам.

И никого не должно вводить в заблуждение юридическое оформление этого дела. В свете провозглашенной руководством России политики портовой независимости российским бизнесменам как бы непатриотично вкладывать деньги в развитие портовой инфраструктуры в Эстонии. А они и не вкладывают с формальной точки зрения. Тех же российских инвесторов, участвующих в строительстве порта в Силламяэ, де-юре вообще не существует, так как их деятельность в Эстонии ведется через фирмы, зарегистрированные в Финляндии.

Отправляя грузы через Эстонию, российские фирмы с каждой тонны экономят до трех-пяти долларов. Это обусловливается как глубиной портов и меньшей замерзаемостью акваторий в Эстонии (что гарантирует меньшую себестоимость и надежность грузопотока), так и большей готовностью европейских инвесторов участвовать в создании инфраструктуры транспортировки российских грузов на территории Эстонии, а не в России. Так что легко можно понять мотивацию действий менеджеров российских транспортных фирм, которые должны обеспечивать максимальную эффективность своих предприятий, поэтому они и выбирают эстонское направление для своего грузопотока.

Российские бизнесмены, развивающие бизнес в Эстонии, стараются не афишировать свою деятельность, избегая при этом демонстрации активной пророссийской позиции. И их тоже можно понять. Они действуют на свой страх и риск в чужой стране без внешнеполитической поддержки и защиты российского государства. И это несмотря на то, что их действия экономически полностью  оправданы. Именно поэтому эти действия пользуются негласной поддержкой властей Эстонии.

А что же Россия? Российские порты на Балтике проигрывают, причем по-крупному.

Не явление, а тенденция

Выделяя огромные государственные финансовые ресурсы на развитие инфраструктуры для портов Северо-Запада, Россия тем не менее сильно отстает от Эстонии по причине почти полного отсутствия частных инвестиций в развитие российских балтийских портов. Порты российского Северо-Запада расширяются только за счет протекционистских мер. Без этих мер российские портовики не смогут экономически конкурировать с эстонскими портами.

Но в недалеком будущем российское правительство под давлением внешнего и внутреннего лобби неминуемо будет вынуждено отказаться от протекционистской тарифной политики в рамках процесса вступления России во Всемирную торговую организацию. При отмене же существующих протекционистских тарифов балтийские порты России станут нерентабельными буквально для всех российских экспортеров. В результате все усилия российского правительства по развитию портов в Северо-Западном регионе через некоторое время окажутся экономически маловостребованными и будут свернуты.

В борьбе за российские транзитные потоки эстонские порты побеждают российские. Экономическая целесообразность в очередной раз возобладала над политическим популизмом. Так что рост грузопотока через эстонские порты, отмечаемый в последние месяцы, – это не случайное явление, а долговременная и стабильная тенденция.

Социолог

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх