Культура. Пил, тупил, злился и вел блог

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Если друг оказался вдруг...»: Марк Цукерберг обрел миллионы поклонников, предав лучшего друга Эдуардо (слева).
«Если друг оказался вдруг...»: Марк Цукерберг обрел миллионы поклонников, предав лучшего друга Эдуардо (слева). Фото: heyuguys.co.uk

Братья Стругацкие говорили, что жизнь дает человеку три радости: Друга, Любовь и Работу. «Социальная сеть» – фильм о Марке Цукерберге, который потерял любимую девушку, профукал лучшего друга и преуспел в работе, правда, не самыми честными методами. Зато стал миллиардером и легендой всея Интернета.

Что самое интересное – это чистая правда. Ну, почти.

В трех кликах от героя

«Социальная сеть» – байопик нового поколения в обоих смыслах этих слов: все герои новой ленты Дэвида Финчера («Бойцовский клуб», «Комната страха», «Загадочная история Бенджамина Баттона») реальны, живы и весьма деятельны, многим из них нет еще и тридцати. Марку Цукербергу, например, 26 лет; чтобы непридуманный герой фильма был моложе большинства его зрителей – такого в истории кино, кажется, еще не было.

«Социальную сеть» стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы спросить себя: когда Марк Цукерберг создавал Facebook, совершал ошибки, добивался успеха – где был я? Оказывшись на эмоциональной мели, герой искренне удивляется: «Что я делал не так? Я всего лишь пил, тупил, злился...» – «И вел блог», – подсказывают ему. «И вел блог, да. Так что я делал не так?» Многие из нас пили, тупили, злились, даже вели блоги, однако 6,9 миллиарда долларов заработал только один человек.

Ощущение «почему я не Цукерберг?», на которое фильм провоцирует зрителя, весьма полезно. «Социальная сеть», собственно, о том, как талантливый человек, заработавший огромную кучу денег, в свои 26 лет похерил всё то главное, ради чего только и стоит жить. Банальный вроде бы мессидж «не в деньгах счастье» звучит тем мощнее, что до создателя самой популярной в мире социальной сети рукой подать: вот он, человек, удостоенный в финале реплики «Вы не сволочь, мистер Цукерберг, вы просто изо всех сил пытаетесь ею стать», – в Интернете, в своем «фейсбуке», в трех кликах от вас и меня.

Дэвид Финчер особо оговаривает то обстоятельство, что его герои хоть и похожи на прототипов, но в чем-то от них отличаются. «Социальная сеть» начинается с маленькой лжи и заканчивается ею. В первой сцене гарвардский студент Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) в очередной раз сообщает своей девушке Эрике Олбрайт (Руни Мара), что он мечтает попасть в элитный клуб и что сама Эрика для него недостаточно элитна. Девушка, которой это нытье порядком надоело, говорит Марку, что он скотина и между ними всё кончено. Цукерберг напивается, пишет про Эрику гадости в блоге и, желая выместить обиду на всех студентках Гарварда, создает сайт Facemash, считающийся в некотором роде предтечей Facebook’а. Тут есть преувеличение: Цукерберг никогда не питал особых чувств к элитным клубам.

Не имей сто рублей

Не совсем правдив и финал: молодой миллиардер, с которым судится его бывший лучший друг Эдуардо Сэверин (Эндрю Гарфилд), заходит на фейсбучную страницу Эрики и в порыве, надо полагать, раскаяния просит девушку добавить его хотя бы в виртуальные друзья. Эрика может согласиться или отказаться; Цукерберг раз за разом жмет на F5, обновляя страницу, однако социальная сеть многозначительно молчит. В реальности этого быть не могло: Эрика Олбрайт, если верить ее интернет-странице, зарегистрировалась на Facebook’е лишь три недели назад.

Между двумя почти правдами – фантастическая, безумная, правдивая история длиной в несколько лет и величиной в 500 миллионов юзеров. Может быть, не слишком точная в мелочах, но всё же объективная. Позорно расставшись с Эрикой, Марк Цукерберг действительно скоммуниздил идею социальной сети у близнецов Уинклвоссов, впоследствии отсудивших у него 65 миллионов, и предал лучшего друга, который также затеял с ним тяжбу. Среди невымышленных героев фильма есть и Шон Паркер (Джастин Тимберлейк), основатель печально известной файлообменной сети Napster, и Ларри Саммерс (Дуглас Урбански), бывший президент Гарварда, а ныне глава Национального экономического совета США.

«Социальная сеть» смотрится как кино о Джеймсе Бонде, на одном дыхании. И дело не только в мастерстве режиссера, дело еще и в том, что это фильм о нас, о современном мире, о великой интернет-революции, которая совершается на наших глазах. Дэвид Финчер – летописец этой революции. Как и всякий хороший хронист, он старается смотреть на битву с высоты и думать о людях лучше, чем (возможно) они того заслуживают.

Цукерберга фильм скорее оправдывает: мучимый комплексом неполноценности юноша хотел доказать всему миру, и в первую очередь бросившей его девушке, что он крутой, вот и шел к цели напролом (хорошо, что не по трупам). Если верить «Социальной сети», уши Facebook’а растут из ссоры Марка с Эрикой, но коллеги миллиардера утверждают, что это не так – Цукерберг ничего и никому не хотел доказывать, а двигало им элементарное желание разбогатеть. Ей-богу, иногда лучше иметь комплексы.

Комментарии
Copy
Наверх