История. Пожизненная каторга лейтенанта Кэлли

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Все эти вьетнамцы через несколько минут будут мертвы (фотография Рональда Хэберли).
Все эти вьетнамцы через несколько минут будут мертвы (фотография Рональда Хэберли). Фото: Фото: ggpht.com

Уильям Лоуз Кэлли вряд ли рассчитывал войти в историю, по меньшей мере – так, как он в нее вошел: единственный человек, осужденный за расправу над жителями деревни Милай, стал символом всех ужасов Вьетнамской войны.

Гражданская война в Южном Вьетнаме началась в 1955 году и быстро переросла из локальной заварушки в «горячий филиал» холодной войны: на территории крошечной страны сошлись военные советники СССР и США. Американских солдат забросили туда в 1961 году, чтобы укрепить «правительственную армию», сдававшую позиции красным партизанам-вьетконговцам. Партизаны не отступали, и американцы решили, что воевать нужно жестко, максимизируя потери противника.

Налет на Пинквилль

Военная эпопея Уильяма Кэлли началась в 1966 году, когда он по иронии судьбы жил в Сан-Франциско, городе хиппи и пацифистов. Недоучка, вылетевший из колледжа после первого курса и сменивший с десяток профессий от коридорного до судомойки, Кэлли получил повестку и отправился в армию. После обучения он был признан достаточно компетентным для того, чтобы командовать первым взводом роты «С» («Чарли») 1-го батальона 20-го пехотного полка 11-й легкой пехотной бригады пехотной дивизии «Америкэл». Эта бригада была переброшена во Вьетнам в конце 1967 года.

Позднее поведение солдат в Милай объясняли тем, что Кэлли был плохим, неопытным и неумным командиром, и еще тем, что рота «Чарли», пробыв на местности в общем полтора месяца и ни разу не вступив в открытый бой с врагом, успела к марту 1968 года потерять каждого пятого: солдаты подрывались на минах и гибли от пуль вьетконговских снайперов. При таком раскладе, говорили сочувствующие, сложно не сломаться. Эту точку зрения не разделяли только американские ветераны Вьетнама, помнившие, как сплошь и рядом солдаты маялись по джунглям по году и больше, но не превращались при этом ни в убийц, ни в насильников.

Так или иначе, 16 марта 1968 года взвод Уильяма Кэлли высадился возле деревни Милай деревенской общины Сонгми (кодовое название «Пинквилль» – «Розовый Город»). Командующий ротой «Чарли» капитан Эрнст Медина сказал солдатам, что к семи часам утра всё мирное население уйдет на рынок и в деревне останутся одни вьетконговцы, то есть враги, которых можно и нужно убивать.

Стрелял и плакал

На подступах к деревне взвод Кэлли не встретил вооруженного сопротивления. Стало ясно, что вьетконговцев в Милай нет (они ушли оттуда накануне ночью). Более того, все крестьяне с утра отбыли на поля, и в деревне оставались только женщины, дети и горстка стариков.

Уильям Кэлли отдал приказ убивать всех подряд. Вьетнамцев закалывали штыками, закидывали гранатами, расстреливали из винтовок и автоматов, сжигали заживо вместе с хижинами. С жителей деревни снимали скальпы, им отрезали уши. Вьетнамских женщин насиловали, а потом убивали и вырезали на груди букву «С» в честь названия роты. Солдаты жгли посевы и уничтожали домашний скот: курам рубили головы, коров кололи штыками, и они кричали так громко, что многим солдатам крики животных запомнились больше, чем вопли людей.

Эзекиель Торрес, которому показалась подозрительной повязка на ноге вьетнамского старика, приступил к пыткам. Гэри Рошевиц приказал семи женщинам раздеться, а когда они отказались, буквально разорвал их выстрелом из гранатомета. Джеймс Дурси убил женщину с маленьким ребенком, после чего отказался исполнять приказы. Рональд Гжешик сгонял людей на расстрел, но сам не стрелял. Военврач Николас Капецца никого не убивал и утверждал потом, что «ничего необычного не видел». Фотограф Рональд Хэберли снимал происходящее двумя фотоаппаратами: казенным на черно-белую пленку и собственным – на цветную. Из сотни пехотинцев в бойне не участвовали единицы.

Пол Мидло стрелял по вьетнамцам из автомата и плакал. На следующий день он подорвался на мине и потерял ногу. Мидло был первым солдатом, который согласился давать показания против лейтенанта Кэлли.

«Это мое шоу!»

Неподалеку орудовала рота «В» – солдаты якобы услышали звуки выстрелов, решили, что рота «С» вступила в бой с вьетконговцами, и начали бойню в соседней деревне. Всего в тот день было убито больше 500 вьетнамцев. Свалив тела в три сточные канавы, солдаты сели рядом – перекусить. И услышали доносившийся из горы тел тихий плач. Чудом выживший ребенок выбрался и побежал прочь. Кэлли приказал Мидло, лучшему снайперу взвода, «срезать» ребенка. Тот не подчинился. Кэлли вытащил пистолет и убил ребенка сам.

Около девяти утра над деревней Милай пролетал вертолет Гленна Андреотты. В кабине, кроме него, находились второй пилот Хью Томпсон и стрелок Лоуренс Колбёрн. Заметив с воздуха горы тел в канавах и капитана Медину, который пинает и убивает безоружную женщину, Томпсон передал по радио сообщение: в Милай сотни трупов, «происходит что-то не то».

Томпсон посадил вертолет, но лейтенант Кэлли велел ему убираться: тут «выполняют приказ». «Сэр, это люди, гражданские, они безоружны...» – «Это мое шоу, я тут за всё отвечаю! Вали в вертушку и займись делом...» Томпсон поднял вертолет в воздух и заметил вьетнамцев, бежавших к бомбоубежищу. За ними гнались солдаты. Посадив вертолет между охотниками и жертвами, Томпсон попросил Андреотту и Колбёрна прикрыть его и «шарахнуть по этим ублюдкам, если они будут стрелять в нас или в этих людей».

Экипаж Томпсона вывез из Милай 12 женщин и детей. Двенадцатым стал еще один выживший под грудой тел ребенок – его спас лично Гленн Андреотта. Около 11.00 Томпсон доложил начальству о бойне, и Кэлли получил приказ «прекратить убийства».

Гленн Андреотта погиб во Вьетнаме месяц спустя.

До гробовой доски

Командование в лице генерал-майора Сэмюэля Костера знало, что происходит: вертолет Костера тоже кружил тем утром над деревней Милай. На суде генерал скажет, что считал, будто жертвы составили максимум 20 человек. Он будет оправдан, понижен в звании на один ранг и лишен одной медали.

Первоначальное расследование провел майор Колин Пауэлл, будущий госсекретарь при Буше-младшем. Он не обнаружил в действиях роты «Чарли» ничего предосудительного. В 1969 году историю бойни в Милай предал огласке репортер Сеймур Херш. Фотограф Хэберли продал цветные снимки глянцевым журналам, и вся Америка увидела, как ее солдаты убивали женщин и детей.

Трибунал по делу Уильяма Кэлли, обвиняемого в преднамеренном убийстве 104 мирных жителей, начался 40 лет назад, 17 ноября 1970 года. Присяжные – шесть офицеров, пять из которых воевали во Вьетнаме, – совещались 79 часов и вынесли решение признать Кэлли виновным в убийстве 22 человек. Лейтенанту дали пожизненное в сочетании с принудительными работами. Кэлли подал апелляцию и три года провел под домашним арестом. В 1974 году срок скостили до десяти лет, через год Кэлли был помилован президентом Никсоном.

Выйдя в отставку, Уильям Кэлли жил в Коламбусе, штат Джорджия, работал в ювелирном магазине тестя и скрывался от репортеров. В октябре 2007 года он согласился на интервью для «Дэйли Мэйл» за 25 тысяч долларов, но в последний момент, увидев репортера со списком вопросов вместо чека, передумал. Два года спустя Кэлли принес публичные извинения за то, что произошло в 1968 году: «Не проходит и дня, чтобы я не чувствовал угрызений совести за то, что случилось в Милай... Я всего лишь выполнял приказ». В июне 2010 года Уильяму Лоузу Кэлли исполнилось 67 лет.

Из четырех миллионов вьетнамцев, погибших во время войны, по меньшей мере миллион – мирные жители. Американские ветераны говорят, что чаще всего они не считали вьетнамцев за людей. Как сказал один из них: «Мы пришли туда, чтобы уничтожить коммунизм».

Комментарии
Copy
Наверх