Ансип, налоги платят не инопланетяне, а те, кто имеет работу

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Александр Чаплыгин
Александр Чаплыгин Фото: Из личного архива.
Премьер-министр Андрус Ансип намедни возмутился вопросом со стороны оппозиции по поводу того, почему нынешнее правительство повысило акцизы на топливо и электричество до черты, в несколько раз превышающий европейский минимум. Ансип риторически вопросил в ответ: что, мол, налоги у нас должны платить инопланетяне? Нет, господин премьер-министр, вообще-то налоги платят те, кто имеет работу. А таковых в Эстонии осталось немного.
То есть чиновники, которых, согласно статистике 2009 года, у нас было около 40 тысяч, налоги продолжают платить исправно, поскольку даже кризис не заставил государство сократить число управленцев. Имеются в виду именно чиновники, поскольку общее количество государственных служащих, к которым относятся и полиция, и спасатели, и учителя, и военные, приближается к 200 тысячам человек. А вот тех, кто производит реальные ценности, у нас стало значительно меньше.
 
Согласно последним данным Евростата, безработица в Эстонии осенью минувшего года составляла 18 процентов от работоспособного населения, то есть 108 тысяч человек. Эти данные заметно расходятся с эстонской официальной статистикой, согласно которой безработица начала сокращаться уже в начале минувшего года и осенью не превышала 70 тысяч. Но кто же этому поверит, если все знают, что Касса по безработице снимает людей с учета под любыми предлогами?
 
Итак, 108 тысяч человек сидят в лучшем случае на пособии по бедности и налогов не платят, еще 200 тысяч человек налоги вроде бы платят - но, поскольку они получают зарплату из государственного бюджета, получается, что на самом деле они просто возвращают в этот бюджет часть выплаченных им сумм. Согласно последней переписи, в Эстонии было около 600 тысяч людей работоспособного возраста. Но никто не считал, сколько народу за минувшие 10 лет уехало за границу, чтобы работать и платить налоги там.
 
В общем, как ни крути, а в Эстонии возникла ситуация, при которой 200 с чем-то тысяч человек, занятые в частной сфере, вынуждены кормить более миллиона своих соотечественников - управленцев, госслужащих, пенсионеров и детей. Конечно, в этой ситуации государство в лице правительства пытается выжать из сограждан последние соки, повышая косвенные налоги и акцизы. При этом, если верить даже нашей официальной статистике, в начале года безработица вновь стала расти.
 
Конечно, куда полезнее и для государства, и для его жителей было бы обеспечить работой не имеющую таковой часть населения с тем, чтобы люди не только производили прибавочную стоимость, но и платили налоги, пополняя тем самым государственный бюджет, а попутно оживляя потребление - один из моторов капиталистической экономики. Но этого не происходит. Правительство, как всегда, объясняет это некими внешними факторами. Типа, в отсутствии работы виновато какое-нибудь наводнение в Австралии.
 
При желании, однако, можно найти и другие причины. Предприниматели, например, жалуются на то, что не могут найти в стране нужных специалистов. Можно, как это делает Ансип, взвалить вину на людей, которые якобы ленятся учиться. А можно задуматься и о том, что государственная система образования, на которую тратятся сотни миллионов евро, просто не работает, бесконечно выпуская на рынок труда обладателей никому не нужных в сегодняшних реалиях специалистов.
 
Можно вспомнить и некоторых экономистов, которые давно и настойчиво советуют государству поактивнее участвовать в экономических процессах, для начала, например, разработав некий план развития страны на ближайшие хотя бы 10 лет. Не с тем, чтобы вернуться к советской системе хозяйствования, а с тем, чтобы представлять, какие наиболее перспективные для страны отрасли экономики прежде всего нуждаются в поддержке. И каких специалистов, в частности, нужно готовить.
 
Ничего этого, однако, не происходит, и эстонская экономика продолжает плыть в неизвестном направлении, как говорится, без руля и без ветрил. Или, если говорить грубее, продолжает бессмысленно бултыхаться, как нечто в проруби. Оно конечно, статистика показывает невиданный - на 40 и лишним процентов - рост производства и экспорта, и слава Богу, что растет. Однако роста занятости или зарплат что-то не видно - то есть люди, в лучшем случае, делают больше за те же деньги.
 
О так называемой инновационной экономике, о которой вслед за покойным ныне президентом Леннартом Мери еще пятнадцать лет назад начали твердить правящие ныне в Эстонии партии, как-то ничего не слышно. Зато стремительно растет число людей, вынужденных пахать полными рабочими днями за минимальную зарплату, выполняя субподрядные работы для зарубежных капиталистов. А что еще остается, если альтернативой такой работе является жалкое существование на прожиточное пособие в 67 евро?
 
Впрочем, эта скорбь по налогам, которые могли бы быть уплачены счастливыми обладателями приличной работы, может быть, и чрезмерна. Ведь большое значение имеет то, как эти налоги будут использованы. А вдруг их пустят на перенос еще одного памятника, строительство еще одного поломанного креста или закупку еще какой-нибудь какой-нибудь ржавой военной техники?
 
 
Комментарии
Copy
Наверх