Вечное жужжание Римского-Корсакова

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: blogspot.com

Как писал классик, в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань. В этом смысле свежий голливудский кинокомикс «Зеленый Шершень» следует признать обреченным на провал – в нем, кажется, неможно всё, начиная с названия: шершни зелеными не бывают. Главное же, не бывает так, чтобы артхаузный режиссер вроде Мишеля Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Наука сна») удачно впрягся в телегу супергероического комикс-проекта.

И действительно, если смотреть «Зеленый Шершень» как комикс а-ля «Супермен», кино окажется бессмысленным, невзирая на наличие и даже обилие погонь, перестрелок и восточных боевых искусств. Не вышел у Гондри боевик. А вышел сплошной «разрыв шаблона», причем ясно, что так оно с самого начала и задумывалось. Хитрый француз и его американский напарник Сет Роген (исполнитель главной роли и соавтор сценария) не стали переснимать наново «Зеленого Шершня», каким его уже семьдесят лет знает по радиодрамам, комиксам и телесериалам Америка. С исходником Гондри и Роген проделали примерно то же, что Тарковский проделал с «Солярисом» Лема и «Пикником на обочине» Стругацких: сохранив остов сюжета, переиначили действо под собственные творческие нужды.

Взять хоть главного героя. Бритт Рейд, сын и наследник владельца газеты «The Daily Sentinel», трагически гибнущего в начале фильма от укуса пчелы, – никакой не супермен: он придурок, раздолбай, врун, болтун и хохотун. Даже вырядиться Зеленым Шершнем он решает ради развлекухи, а не затем, чтобы бросить глобальный вызов преступности, как поступают в таких случаях боги комиксового пантеона. Хоть Рейд в маске Зеленого Шершня и борется с бандитами под неизменный «Полет шмеля» Римского-Корсакова, назвать его «главным героем» не поворачивается язык.

Или взять злодея. Веньямин Чуднофский, он же Бенджамин Чаднофский (Кристоф Вальц, сыгравший штандартенфюрера Ганса Ланду в тарантиновских «Безславных ублютках»), верховный криминалитет города, на злодея не очень-то похож. Что и беспокоит Беню Чаднофского: он недостаточно страшен. Вот если надеть красный плащ, переименоваться в Бладнофского (от слова «blood», «кровь») и перед тем, как расправиться с врагом, произносить длинную пафосную фразу... тогда да. Фактически Беня мечтает стать героем комикса. Придурковатый, в общем, злодей.

Единственный разумный человек в фильме (если не считать эпизодически появляющейся героини Кэмерон Диас) – это азиат Като (Джей Чоу), верный друг Бритта Рейда, его личный шофер, секретарь, кофевар, сообщник и просто гений. В телесериале 1966 года Като, которого играл Брюс Ли, был обычным помощником супергероя, эдаким Робином на подхвате у Бэтмена. В «Зеленом Шершне» Мишеля Гондри «слуга» Като превращается в настоящего супергероя: продумывает операции, конструирует напичканные оружием автомобили и периодически спасает придурка Рейда от головорезов Чаднофского. Хотя давно мог бы плюнуть и действовать в одиночку. Но ведь они с придурком – друзья.

Вот об этом и фильм: о крепкой мужской дружбе, когда дружащие могут и наврать друг другу с три короба, и рыло начистить по поводу и без повода, но в беде всегда спасут товарища, чего бы это ни стоило. И еще о том, что можно быть придурком и раздолбаем, но при этом хотя бы пытаться стать героем. Вот как Бритт Рейд, в котором нет ничего супергероического, а героическое нет-нет да проявится – за что и любим.

Комментарии
Copy
Наверх