Эстонская пресса как зеркало революционной ситуации

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Наша феерическая чета всяким там Перонам – не чета!
Наша феерическая чета всяким там Перонам – не чета! Фото: Scanpix / Postimees

В статье «Крах II Интернационала» (1915) Ленин выделил три главных признака революционной ситуации: (1) верхи не могут править по-старому; (2) низы не хотят по-старому жить; (3) массы готовы к революционному творчеству. Где-то появление этих признаков можно наблюдать в виде трагедии. У нас оно наблюдается, как обычно, в виде фарса.

Сеньора Перон Харьюского уезда

Что верхи не могут – станет очевидно, если посмотреть на госпожу президентшу, вновь обласканную жгучим журналистским вниманием в связи с грядущим приемом в честь Дня независимости. У всех на устах два вопроса: в какой диковинный наряд облачится наша гигантесса моды и мать эстонской демократии – и, главное, во что очередное платье Эвелин встанет налогоплательщикам. Как выяснила газета Õhtuleht, предыдущее чудо «от кутюр» (то бишь от дизайнера Эве Тийдолепп) обошлось нам в 860 евро, ну или 13 456 крон, считайте – в среднюю зарплату. По этому платью уже потоптались все кому не лень, включая центристку Эвелин Сепп, написавшую на странице в Facebook, что отсутствие у первой леди вкуса и самокритики печально, но куда печальней урон, нанесенный оной леди эстонской моде: «Нашим дизайнерам придется потрудиться, чтобы за границей поняли: мы не верблюды!»

Может ли Эвелин Ильвес перестать менять страшные платья? Не могут верхи, и всё тут! Портал Delfi.ee бросил клич в народ: поможем президентше, а то ее фонтан идей скоро иссякнет. Предложены были среди прочих шляпа из доломита и лесное платье из мха и лисичек – дешево и патриотично.

На защиту Эвелин встали журналистка Eesti Päevaleht Пирет Тали, полагающая, что без человечной супруги наш президент был бы совсем уж чужд эстонскому народу, и – на Publik.ee – учительница по этике Майа Калласт, сравнившая Эвелин, пинаемую грубыми журналюгами, с Карлой Бруни-Саркози. Ранее на том же портале президентшу сопоставили с Эвой Перон и Мишель Обамой. Напомним, что ранее Эвелин Ильвес, рекомендовавшая врачам худеть, затмила собой Марию-Антуанетту с ее знаменитыми пирожными. Та тоже любила дорогие платья, правда, со вкусом у нее все было в порядке. Но это, как мы помним, не спасло королеву от революционной ситуации.

Призрак бродит по Египту

Другой волнительной темой был, разумеется, Египет. Тут отметилось всякое издание: в Eesti Päevaleht Кайво Копли анализирует аж четыре сценария (издалека-то виднее!), а в Postimees Марти Аавик пишет о том, что Египет «давно не является ничьей житницей. Страна импортирует больше продуктов питания, чем экспортирует, хотя крестьян там – несколько десятков миллионов. Просто их труд “несколько” менее эффективен, чем, скажем, труд крестьян в Эстонии. Сложно сказать, в какой степени резкое подорожание продуктов способствует беспорядкам в мусульманских странах, но отрицать этого никто не пытается...»

Есть особый шик в том, чтобы, обозревая народное восстание в далекой Африке, походя вскрыть его предпосылки – но давайте заменим слово «Египет» на слово «Эстония». Что получится? Резкое подорожание продуктов – jah. Низкая производительность труда – тоже jah. Египет, понятно, не Эстония, но ушли мы со своей дикой безработицей недалеко. Не в том ли и причина пристального интереса к каирским волнениям? «На его месте мог бы быть я», да. Тем более что, как обещает нам Eesti Päevaleht, продукты питания в Эстонии будут дорожать, а зерна в 2011 году Эстония произведет еще меньше, чем в прошлом.

На этом фоне премьер-министр Андрус Ансип отбрехивается от прямого вопроса передачи Raadio 2 «О положении в стране» – мол, где обещанное место в пятерке богатейших? – в том смысле, что по экономической свободе и сбалансированности бюджета Эстония впереди всего ЕС. Характерно, что этим вопросом всё чаще задаются не только сравнительно бедные русские, но и титульное большинство. Это значит, что низы перестают мочь.

Осталось, как у моря погоды, ждать готовности масс к революционному творчеству.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх