Движение «чайлдфри» становится все популярнее в Эстонии и в мире

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Снимок иллюстративный.
Снимок иллюстративный. Фото: SCANPIX

Прошлый год стал первым в новейшей истории Эстонии, когда в стране на свет появилось больше людей, чем умерло. Но и этот показатель (всего +34) с натяжкой можно назвать положительным. До этого же 19 лет подряд в Эстонии был исключительно негативный прирост населения. Причинами этой проблемы можно называть что угодно – кризис, безработицу, отсутствие собственного жилья… Но есть и еще один довольно весомый аргумент – образ жизни с американскими корнями - «чайлдфри», пишет «МК-Эстония».

Понятие «чайлдфри» в переводе с английского означает «свободные от детей». Речь идет не о тех, кто не может иметь детей в связи с бесплодностью, и не о тех, кто откладывает рождение детей в связи финансовыми или жилищными трудностями. Это те, кто физически здоровы, но принципиально не хотят иметь детей, считая их, как бы помягче сказать, помехой на жизненном пути. Причем некоторые из представителей этого «движения» даже идут на такие крайние меры, как стерилизация.

Под угрозой вымирания

На первый взгляд может показаться, что таких людей немного, и они не представляют опасности для демографии страны и уж тем более мира, ведь во дворах по-прежнему играет малышня, а по улицам гуляют мамы с колясками. Но это только на первый взгляд. Если люди продолжат размножаться с той же скоростью, то через несколько десятилетий европейцы имеют все шансы превратиться в мусульман.

Так, в Германии на одну немецкую семью в среднем приходится по 1,8 ребенку, и в той же Германии только в мусульманских семьях эта цифра прямо противоположная – 8,1! Помимо Германии, в Европе еще с десяток стран с подобной ситуацией.

Тема «чайлдфри» очень популярна в интернете, где можно найти множество сайтов, блогов и форумов, в которых обитают эти самые ненавистники детей. Там идут бурные обсуждения с чужаками, пытающимися наставить отступников на путь истинный.

Тех, кто уверен, что дети – это действительно цветы жизни, поначалу ввергают в шок фразы типа «как же меня раздражают эти маленькие складчатые уроды с тупыми глазами» или «ненавижу этих жирных беременных коров, снующих по магазинам со скоростью черепахи». Звучит поистине дико! Но после прочтения пары-тройки тем начинаешь реагировать менее бурно, потому что понимаешь: таких мнений здесь сотни, просто времени и сил не хватит, чтобы переубедить или хотя бы смягчить подобные точки зрения.

Чтобы лучше понять природу «чайлдфри», мы отыскали девушку, живущую в Таллинне и считающую себя таковой. Марина (имя изменено) согласилась рассказать об особенностях и смысле жизни без детей, но с одной просьбой – сохранить анонимность. Парадокс непримиримых и принципиальных – мы сколь угодно смелые, но под вымышленными именами, потому что общественного порицания боимся, хотя всячески демонстрируем, что на мнение большинства плевать.

Вот и Марина призналась, что ей не хотелось бы потом выслушивать нравоучения со стороны родных, которые уже поскорей хотят обзавестись внуками, и подруг, добрая половина из которых уже родили и желают ей того же «материнского счастья».

Вот такая философия…

- Марина, когда же ты собственно осознала, что не любишь детей и не планируешь ими обзаводиться?

- Честно говоря, детей я не любила с самого детства – несмотря на то, что сама была ребенком. Уже в детском саду я выделялась из окружающих меня сверстников тем, что никогда не поддерживала их глупые игры типа дочки-матери и прочие «сюси-пуси». Никогда не понимала, что может быть интересного в кормлении пластмассового пупса. Это самое отвращение ко всему, что связано с детьми, у меня не исчезло и после окончания школы. Даже скорей усилилось.

- Что об этом думают твои друзья и близкие?

- Они об этом не знают – зачем их расстраивать. Сейчас мне 29 лет, и добрая половина моих бывших однокурсниц уже обзавелась семьями и нарожала себе детей. Как только мы встречаемся, они начинают засыпать вопросами, ну когда же ты уже родишь – будем вместе с колясками гулять. Я уже не говорю о своих родителях, которые так и грезят понянчить внуков. В такие моменты я, конечно, пытаюсь по возможности вежливо дать понять, что не хочу это обсуждать. Люди почему-то зациклились на том, что дети это все и так должно быть у всех. В том-то и дело, что я и большинство «чайлдфри» не считаем себя серой массой и не собираемся зарываться в семейном быту, жизнь – она одна и ее надо прожить как можно интересней, а дети только все тормозят. Многие, кто прочитает эту статью, скажут: фу, как так можно говорить, или это она сейчас так говорит, пройдет несколько лет и все изменится. Сразу опережу события и скажу – НЕТ! Если бы у нас в стране была бы разрешена стерилизация для тех, у кого еще нет детей, без колебаний пошла бы на этот шаг. Лучше сделать одну операцию и потом не думать, а вдруг что или еще чего хуже – делать аборт.

- Вот ты только что сказала, что дети тормозят жизнь взрослых. Можешь привести примеры, каким образом это происходит в понимании «чайлдфри»?

- На самом деле жизнь без детей более многогранна, чем у тех, кто уже обзавелся потомством. Мы, например, можем в любое время поехать в путешествие, и у нас не будет болеть голова, взяты ли с собой памперсы, чем накормить орущее от усталости чадо или как бы вырваться на дискотеку, когда в чужой стране нет под рукой бабушки или няни. Передвижение с детьми само по себе напряг, начиная от дороги и заканчивая повышенным вниманием, чтобы никто не потерялся или не нашкодил, здесь можно бесконечно перечислять минусы поездок с детьми. Что касается повседневной жизни, то ты можешь быть волен в выборе, как проводить свободное время – пойти в кино, на концерт, в гости или на вечеринку, а когда есть ребенок – опять встает вопрос: куда деть, ведь с собой на подобные мероприятия вы его уж точно не возьмете.

Далее образование. Это далеко не последний по важности аспект нашей жизни. Хочу подчеркнуть, что многие «чайлдфри» очень образованные люди и опять же потому, что у них есть на это время, никто не ноет под боком: мама, мама я хочу пи-пи…. Когда мамаши садятся дома с детьми, они начинают тупеть потому, что круг их общения – это ребенок, который и трех слов связать не может. А чтобы его чему-то научить, надо забыть об окружающем мире и жить только им. Лично меня и других «чайлдфри» такая перспектива уж точно не впечатляет. В конце концов, если хочется о ком-то заботиться, уж лучше завести собачку или кошечку – они в отличие от детей не требует к себе 100% отдачи.

- Что ты можешь сказать о наличии множества оскорблений в адрес беременных и детей?

- Соглашусь, что хамство человека не красит, но порой раздражители (дети и беременные – прим. авт.) просто сами вынуждают на такую реакцию. К примеру, недавно ехала в автобусе, а передо мной в коляске сидел ребенок. На вид ему было чуть больше года, но он все время ныл и чего-то просил у своей мамаши, которая не обращала на его нытье никакого внимания. Через несколько минут непрерывного воя я не выдержала и вышла на следующей остановке – мне мои нервные клетки дороже. Кто-нибудь другой на моем месте вообще мог сказать: «Заткните рот вашему ребенку!» И правильно бы сделал – если ты такая хорошая и любишь детей, что же ты стоишь и слушаешь нытье, может, предложишь чаду какое-нибудь занятие. Нет, зачем – пусть весь автобус слушает и наслаждается.

- Про детей более-менее понятно, а чем же вам так не угодили беременные женщины, кажется, наоборот, они заслуживают особого уважения уже за то, что дарят жизнь новым людям?

- Наверное, равнодушным отношением к себе. Я сейчас про внешность беременных и тех, кто родил. У «чайлдфри» это больная тема. Не исключено, что некоторые беременные или молодые мамы, избежав гормональной атаки, выглядят хорошо, а их фигура не претерпела глобальных изменений. Но таких совсем мало. Если оглянуться вокруг, то кругом немытые и некрашеные волосы, неухоженные руки, зачастую мятая и неряшливая одежда, а обувь на каблуке – просто нонсенс, ведь это совсем неудобно нестись с коляской и дитем под мышкой за автобусом на шпильках. Да и вообще – описанная выше картина просто нелепая. Вот кто-то когда-то решил, что женщина должна рожать, готовить, убирать, гладить и по этой задумке уже не одно тысячелетие живут несчастные женщины. Намного приятней видеть ухоженную, красивую, стройную и, не побоюсь этого слова, умную женщину на личном авто и без всяких детских кресел и портящими внешний вид наклейками LAPS AUTOS.

- Столь сильное нежелание иметь детей не может основываться только на одной ненависти, может, все-таки есть еще что-то, что заставляет «чайлдфри» прийти к такому решению?

- Помимо выше перечисленных преимуществ «чайлдфри» перед «оппонентами», не буду отрицать, нами еще движут и страхи, во всяком случае женской половиной. Во-первых, это страх перед беременностью, в частности перед токсикозом, плохим самочувствием, ожирением, утратой былой молодости. Во-вторых, страх перед самими родами и сопровождающей весь этот процесс нестерпимой болью, перед вынужденным неприглядным видом. И, наконец, в-третьих, это страх послеродового периода с обвисшим бесформенным животом, расплывшейся пятой точкой и отвисшими от тяжести молока грудями. Ну и какого мужчину порадует сие нелегкое зрелище. Тем более что у многих пар из-за этого начинают портиться отношения, когда женщина, пройдя все тяготы предназначенного ей природой «подвига», перестает интересовать мужчину в сексуальном плане. Сколько браков распадается только потому, что в семье родился ребенок и своим появлением нарушил прежний образ жизни родителей. Как итог: дети – это событие не для любящих жизнь людей!

Комментарий
Психолог Олеся Зиненко

Традиционно во всех мировых культурах, в частности и в русской, женщину принято ассоциировать с матерью: существом, способным зачать, выносить, родить ребенка, а затем заботиться о нем до его взросления. Образ женщины стал меняться с того момента, когда началось интенсивное экономическое развитие – с начала прошлого века. Теперь для самоопределения, идентификации себя как женщины, недостаточно, а порой и не нужно рожать. Это перестает быть основной чертой самоопределения женщины.

Сегодня мы переживаем десакрализацию материнства. Материнство женщина замещает «заботой о себе», у нее меняются ценности и появляется больше возможностей для того, чтобы сделать выбор направления и содержания своей жизни.

На мой взгляд, явление «чайлдфри» занимает одно из мест среди других феноменов, свидетельствующих о развитии современного общества, таких как kidult («новый взрослый»), downshifting («жизнь ради себя», «отказ от чужих целей»).

Возможно, проявление агрессивных эмоций в отношении детей и материнства больше свидетельствуют о психологической защите, желании отстоять свой выбор, противостоять давлению «общественности» в лице родственников в частности и государства в целом.

Полная версия статьи – в еженедельнике «МК-Эстония».
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх