Куплю соседний хутор и вложусь в нанотехнологии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: архив

Прочел в прошлом номере «ДД» письмо «будущего пенсионера» Велло Мадиса «Мечта о счастливой старости» и, извините, разозлился. Скажу как будущий пенсионер будущему пенсионеру: вы, мягко говоря, неправы.

Да, разумеется, демография в Эстонии ни к черту, «в большинстве семей – один, максимум два ребенка» и пенсионная система разваливается на глазах, но только не надо винить в этом всех «нынешних и будущих пенсионеров» поголовно. Как максимум г-н Мадис может поносить тех, кто мог позволить себе завести и воспитать детей, но не захотел. Учитывая социально-экономическое расслоение, наблюдаемое в нашей стране, можно с уверенностью сказать, что это далеко не большинство.

Бедненькие власти и богатенькие пенсионеры

По-настоящему виновны в развале пенсионной системы те, кто устроил Эстонии это социально-экономическое расслоение и создал ситуацию, при которой небогатое большинство, соблазнившись возможностью потреблять здесь и сейчас и с радостным визгом понабрав кредитов, обречено долгие десятки лет жить взаймы. Вся вина лежит на праволиберальных партиях, которые давно уже рулят Эстонией. Почему сотни тысяч граждан по-прежнему голосуют за реформистов и IRL – тема отдельная: связано это отнюдь не с экономикой, а с государственной политикой межнационального размежевания.

Ответив на вопрос «кто виноват?», г-н Мадис переходит к «что делать?». Что же он предлагает? Во-первых, вкладываться в частные фонды пенсионного страхования, да такие, чтоб не обанкротились. Во-вторых, вкладываться в недвижимость. В-третьих, вкладываться в детей (отчего же только «в-третьих»?). В-четвертых, поддерживать трудоспособность до самой смерти. Под этим соусом нам рекомендуют «отказаться от иждивенческих настроений. Вот, мол, государство обязано обеспечит мне благополучную старость...»

А вот фиг. С какого это перепуга мы должны снимать с премьер-министра Ансипа и других власть имущих ответственность? Почему это я обязан размышлять над тем, как «не быть государству в тягость», как советует г-н Мадис? Нет уж: государство обязано обеспечить пенсионерам, нынешним и будущим, благополучную старость. Иначе зачем мы с вами вообще платим этому государству налоги? Чтобы Ансип хорошо кушал? Чтобы процветала Языковая инспекция? Чтобы военные покупали себе дорогие игрушки? Может, нынешние и будущие пенсионеры должны массово повиниться в том, что обирают бедное-несчастное государство? Ох, не говорите нам, что мы должны делать, и мы не скажем, куда вам следует пойти...

Как несложно заметить, все предложения г-на Мадиса рассчитаны на людей состоятельных. Даже на суперсостоятельных, тех, у кого есть миллион-другой крон, чтобы купить квартирку или домик, дабы сдавать их на старости лет в аренду. Правда, если потратить все сбережения на недвижимость, на детей ничего не останется. Или останется? И на детей останется, и на взносы в пенсионные фонды, да не простые, а огромные, чтобы прибавка к пенсии была ощутимой? Что вы говорите! И много вас тут таких – «будущих пенсионеров» с карманами, полными денежных знаков?

В российской комедии «Яйца судьбы» гастарбайтеры Равшан и Джамшут поют песню о том, что когда «насяльника» заплатит 500 рублей, один из них купит соседнюю деревню, а другой вложится в нанотехнологии. Примерно так и предлагает поступить г-н Мадис. И всё для того, чтобы убедить читателя: государство ни в чем перед тобой не виновато и ничего тебе не должно.

Революция стариков

Что никакой счастливой старости у большинства не будет – я уверен, многие поняли давно, а кое-кто осознал это сразу после развала СССР. В Советском Союзе счастливая старость у большинства была, потому что экономикой распоряжалось государство, а одним из столпов идеологии являлась как раз социальная обеспеченность. Критиковать социализм я и сам могу долго и подробно, но царящий в Эстонии праволиберальный капитализм по сравнению с социализмом – убожество полное. Все размышления Велло Мадиса можно свести к чудовищной сентенции «каждый за себя, а Бог за всех». Прав он лишь в одном: дальше будет хуже.

Как ни странно, именно гибель СССР в конечном счете повлекла за собой крах мечты о счастливой старости – как в нынешней Эстонии, так и в западном мире вообще. Когда социализм и капитализм вели холодную войну, они, как всякие конкурирующие фирмы, вынуждены были улучшать условия жизни своих людей, чтобы «у нас» жилось лучше, чем «у них». У Советского Союза позиция была изначально выигрышнее: он официально, словом и делом ориентировался на благоденствие пролетариата, который исторически влачил жалкое существование, хоть и создавал все те блага, которыми пользовались собственники средств производства (перечитаем Маркса, господа). Вот почему капиталистический Запад, если уж он не хотел мировой революции, вынужден был пригасить «свободный рынок», ввести обширные социальные программы и начать регулировать экономику на государственном уровне – благо, вовремя подоспела Великая депрессия, диктовавшая ровно то же самое.

Так и получилось, что к моменту распада Союза в западных странах почти повсеместно царила развитая социал-демократия. Что характерно, народ привык к социальным благам, революции не хотел и был вполне себе счастлив. По инерции «социалка» поддерживались, но тут грянул новый кризис и денег на пенсии и прочее стало не хватать. Между тем единственный конкурент Запада давно почил в бозе, капитализм ныне – монополия, и поддерживать иллюзию благоденствия властям уже не обязательно. Ну, понятно, если народ бунтует, как во Франции или Англии, если у власти люди, вдохновляющиеся идеалами «социальной рыночной экономики», как в Германии, «социалка» в каком-то виде останется. А если не бунтует, как в Эстонии, можно и вовсе пенсии отменить – все равно ведь никто не пикнет, правда?

Честно говоря, я не удивлюсь, если следующая социалистическая революция начнется с восстания стариков. Через пять, десять или двадцать лет, когда большинству пожилых людей станет нечего терять, они могут устроить власти такую жизнь, что мало не покажется никому. Благо, это будет поколение пенсионеров, организованное социальными сетями и вооруженное Интернетом.

Китайское пенсионное чудо

А как же, спросите вы, Китай? Ведь в Китае, как авторитетно сообщил нам Велло Мадис, нет пенсий по старости – потому-то и развивается так бурно тамошняя экономика! Вот бы и нам так, да?

Так вот, это ложь, вранье и неправда: в Китае есть пенсии по старости. Мужчины там выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 50 лет (рабочие) или 55 лет (все остальные). На пенсию могут рассчитывать те, кто платил налоги по меньшей мере 15 лет. Пенсия состоит из двух частей: базовой и индивидуальной. До 1999 года унаследованная от эпохи Мао Цзэдуна государственная пенсионная система КНР покрывала только госпредприятия и колхозы, в 1999-м к ней подключили все частные компании в городах, в 2002-м – вообще всех, кто так или иначе работает.

В 2003 году базовая часть пенсии в КНР составляла в среднем 621 юань в месяц. Покупательная способность юаня относительно доллара была тогда 1,8:1, то есть базовая китайская пенсия по старости равнялась 345 долларам. А цены на внутреннем рынке Китая куда ниже, чем у нас.

Сравните ситуацию с Эстонией. Выдумывать-то зачем, г-н Мадис? Думаете, всех, кто читает «ДД», забанили в Гугле?

Комментарии
Copy
Наверх