Короткие лыжи лжи

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрус Веэрпалу.
Андрус Веэрпалу. Фото: Scanpix / Postimees

Главной темой, обсуждавшейся на неделе в эстонской прессе, стал допинговый скандал, который ознаменовал конец карьеры лыжника Андруса Веэрпалу – и, как ни парадоксально, сделал из него же народного героя.

Суть проблемы очень точно выразил Иво Кянд в статье «Наш народный Андрус» на портале Delfi: «Мы в замешательстве. Мы не знаем, как быть. Мы поднимаемся на защиту Андруса, выходим на улицы, организуем цепочки и собираем подписи в его поддержку, потому что годами сидели перед телевизором и размахивали у самой лыжни флагами, чтобы разделить с Нашим Человеком победы и поражения».

Облыжный спорт

Тех, кто комментирует ситуацию (а это практически весь журналистский бомонд Эстонии), традиционно волнуют два вопроса. Что делать – все понимают более-менее одинаково: отстаивать невиновность Веэрпалу, используя для этого любые лазейки. Шансов у нас, увы, немного; как поясняет в Postimees Арко Олеск, обнаруженный в крови спортсмена допинг никак не мог выработаться в процессе тренировки, а если бы это была особенность организма конкретного человека, ее показывали бы все тесты подряд. Впрочем, результаты проверки все равно можно и нужно критиковать.

Куда важнее вопрос «кто виноват?». Тут основных кандидатов пять: сам спортсмен, его тренеры, врачи, Союз лыжного спорта и, наконец, журналисты. В то, что Веэрпалу по доброй воле принял стимулятор, не верят от 80 до 95 процентов читателей газет. Редкое исключение – Микк Салу в той же Postimees, повидавший аналогичные скандалы в среде велосипедистов, но и он заканчивает словами: «Оправдают Веэрпалу или признают виновным, каждый будет верить в то, во что хочет». Как показывает практика, официальное заключение Всемирного антидопингового агентства для народа ничего не значит: за какие-то сутки созданная в Facebook страница «Верим Андрусу Веэрпалу» набрала 55 тысяч членов. Сетевой гуру Каупо Калда считает даже, что можно говорить «о новой поющей революции».

Рейн Сикк в Eesti Päevaleht отмечает, что «унижение Веэрпалу – это дело государственной важности», и прохаживается по бонзам из Союза лыжного спорта, которые «предпочли не смолчать, не сказать правду, а соврать», врали полтора месяца и нанесли эстонскому спорту огромный ущерб, а спортсмена унизили перед всем народом. Оттого и плакал Веэрпалу, что «спортивная бюрократия со своей пиар-машиной забыла, что спортсмен – тоже человек и у него есть право на объяснение в момент, когда с ним случается несчастье». Редакция газеты цитирует при этом чей-то меткий Twitter: «У лжи короткие лыжи». В Postimees Март Кивастик оправдывает журналистов, на которых ополчились ныне тысячи эстонцев. «Что должны были делать журналисты в этой ситуации? Скрывать факты?»

Эстония, Земля, Вселенная

Высказался на тему Веэрпалу на страницах Postimees и Сергей Метлев: «А представьте себе, что на фоне столь сильной защитной реакции окончательно выяснится, что допинг использовался? Что мы, эстонское общество, будем тогда делать?» Действительно, что? Допинговый скандал Метлев вполне справедливо связал с недавним скандалом вокруг министра обороны/образования Аавиксоо, призвавшим Эстонию жить по лжи, если так надо для защиты идентитета. Эту точку зрения Метлев почти защищает: определив «веру, правду и мораль» как достаточно субъективные понятия, он уверяет нас, что знать всю правду мы не можем, особенно в ситуации, когда «нам врали каждый день, каждый час» – в советское время то есть.

Насчет СССР Метлев тут же вспоминает роман Оруэлла «1984»: «У человека можно отнять все, кроме возможности думать и мыслить». Если бы Сергей изучил «1984» более тщательно, он обнаружил бы, что отнять у человека способность думать легче, чем кажется, и более того: доктрина Аавиксоо, допускающая государственную ложь во спасение, – это почти доктрина оруэлловского ангсоца, английского социализма: «правда есть ложь», «свобода есть рабство», «мир есть война», партия изобрела вертолет, эстонские бойцы гитлеровской армии воевали за независимость и так далее. Простите, последний пример – не совсем из Оруэлла. Ну да ладно.

На фоне дискуссии об относительности правды и лжи забавно выглядят статьи, посвященные 50-летию полета Юрия Гагарина. Так, Хейки Сууркаск в Eesti Päevaleht не преминул напомнить пусть «недоказанные», но все же имевшие место утверждения американской прессы 1960-х годов о том, что до Гагарина СССР угробил семь космонавтов, имена которых запрещены к упоминанию. Верхом толерантности выглядит редакционная колонка Postimees, отмечающая: «Можно говорить, что полет Гагарина – это один из ключевых моментов холодной войны, демонстрация силы со стороны СССР, веха в соревновании русских и американцев за право хозяйничать в космосе, – но все это не отменяет самого факта: человечество впервые вырвалось за пределы Земли». Хотя сомнения остаются: «Есть ли у нас причины отмечать полет героя бывшего государства-оккупанта? Финско-русское общество открыло в сети Facebook страницу “Lennä Juri Gagarin!”. А Эстонско-русского общества у нас нет. Слишком тяжело еще советское наследие. И все-таки для многих эстонцев Гагарин – герой детства или юности, невзирая на тогдашний строй. Не один эстонец хотел стать космонавтом и исследовать Вселенную. Детства и юности не следует стыдиться».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх